Агеева Г.М.

ФЕНОМЕН МЕМУАРИСТИКИ В БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Последнее десятилетие ХХ в. в России ознаменовано созданием огромного количества мемуарных произведений, бурным развитием жанровой структуры мемуаристики, значительной активизацией разноплановых исследований в этом направлении. Действительно, из-под пера современных политиков, деятелей культуры, ученых вышло множество воспоминаний, многие из которых значимы исключительно с социально-политической точки зрения, нежели с научной, культурной или литературной. Тем не менее, эти источники сегодня являются объектами пристального внимания, инструментом реконструкции вех и событий, как отдельной человеческой жизни, так и общества в целом, истории населенных пунктов, отраслей знания, профессий.

Возникновение и столь широкие масштабы данного явления связаны с личностной доминантой современного гуманитарного знания в целом и, как следствие, интересом к частной жизни, проблемам не только знаменитых людей, но и собственному внутреннему миру, осознанием его самоценности.

Мемуары - разновидность документальной литературы, воспоминания о реальных событиях минувших дней, очевидцем которых автору довелось быть. В отличие от жанра дневника они подразумевают ретроспекцию - обращение к отдаленному прошлому и переосмысление событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. Здесь обязательно отображение внешней действительности - общественно-политической, культурной и активное присутствие голоса автора, его взглядов и индивидуальных оценок, часто несовпадающих с общепринятыми, неизбежной пристрастности. Главная особенность - возможность высказаться от души, как думаешь и чувствуешь.

Библиотечно-библиографический мир также не остался в стороне: мемуары деятелей книги, профессионалов библиотечного дела получили широкое распространение. Сам факт их появления - свидетельство развитого личностного и профессионального сознания представителей этого вида деятельности. В.П. Леонов, о чьих воспоминаниях речь пойдет ниже, неоднократно акцентирует их "происхождение" - "записки библиотекаря", "…побудило библиотекаря взяться за перо…": библиотечным специалистам, оказывается, есть что сказать и для них также не противоестественно подобное творчество. Происходит формирование нового вида источников библиотечно-библиографической информации, которые, благодаря своему главному свойству - субъективности, способны адекватно отражать внутреннее состояние человека, его самоощущение, место профессии в частной жизни.

Хотя отдельно изданные книги воспоминаний - редкость (их оставил лишь узкий круг библиотечных представителей), на страницах специальной периодики представлена масса небольших по объему материалов, разнообразных в жанровом (биографические очерки, автобиографии, письма, фрагменты воспоминаний о коллегах в документах других жанров, например, персональных библиографических указателях) и содержательном смыслах.

Какие они, мемуары наших коллег, выдающихся библиотекарей и библиографов современности? Разные. Очень живые, образные, эмоциональные, восторженные, одним словом, - художественные у Н.И. Тюлиной, долгое время работавшей в "Ленинке" и ставшей ее живой легендой (не случайно журнальный вариант воспоминаний называется "Моя ненаглядная Ленинка"). Более сдержанные, академичные, традиционные, но согретые любовью с детства к уникальному феномену культуры - библиотеке у Т.Ф. Каратыгиной, профессора МГУКИ ("Портреты учителей в зеркале ушедшего века"). И совершенно противоположно окрашенные - потрясающие и драматичные, рисующие образ "другой" библиотеки, у В.П. Леонова, директора БАН ("Библиотечный синдром").

"Ленинка" Н.И. Тюлиной - прежде всего люди, кадры - такие разные и такие точные, тонкие, особенные слова подобраны для их характеристики (сравнивает коллег даже с литературными персонажами). Раскрыты достоинства и недостатки всех и каждого, названы яркие "звезды", на которых хотелось равняться. Болью в сердце отзываются слова о потерях. Уважение к коллегам чувствуется и при анализе стиля руководства: раскрывая ошибки и слабые места, пытается по-человечески понять. Безграничная любовь к библиотеке дополняется горестным осознанием ее недостатков. Воспоминания не затрагивают технологических аспектов деятельности (хотя детали присутствуют). В основном - вехи, события и… эмоции: масса лирических отступлений, размышлений, где есть место для таких чувств, как "нежная грусть, щемящая где-то под ложечкой". Воссоздана атмосфера жизни главной библиотеки страны в 40-60-е гг. прошлого века ("20 лет счастливой судьбы"): радость общих устремлений, чувство локтя, объединяющие очень разных людей, ставших впоследствии "пожизненными" друзьями, теплота отношений и, несмотря на трудности, удивительно сильное неравнодушие к делу. Идеальный мир, в существование которого трудно верить. Но невозможно придумать неформальные моменты: смешные ситуации, казусы, пронизанные добрым юмором, библиотечный "жаргон". Н.И. Тюлина также признаёт, что сейчас в библиотеке "другие времена и нравы". Начинаешь завидовать автору, прожившему интересную жизнь рядом с такими людьми.

Противоречивый до драматизма лик библиотеки возникает в записках В.П. Леонова. Авторское отношение к изображаемым событиям видно по названию: так о библиотеке в реальном времени еще никто не писал (сходная тональность звучит в ряде произведений художественной литературы, особенно периода постмодерна: та же "библиотека-фантом", "город-лабиринт"). Он уловил многое, что не чувствовали или не хотели акцентировать другие, вышел на "новые характеристики Универсума Библиотеки, обогащающие гуманистическое понимание этого уникального социального феномена…"1. Текст наполнен эмоциями, размышлениями, ощущениями человека, пострадавшего за книги: такое мирное учреждение культуры, Дом, где жили и работали люди, может стать причиной смертельно опасных ситуаций, а помощник читателя неугодным и преследуемым. Показано, как ломаются судьбы выдающихся личностей, посвятивших библиотеке свою жизнь, описано недоумение интеллигента и профессионала перед происходящим. Становится ясно, что только личные качества (характер, выдержка) помогли выстоять в данной ситуации. Особенность этого сочинения - подлинные документы, включенные в текст и снабженные комментариями автора, - колоссальный срез информации по проблемам науки, культуры, жизни Санкт-Петербурга эпохи перестройки. Данная история еще раз опровергает существующее мнение о том, что в библиотеке легко и просто может чувствовать себя любой, ставший ее руководителем.

Апология личности библиотекаря достигает кульминации в воспоминаниях Т.Ф. Каратыгиной, преследующей цель увековечения памяти деятелей библиотечного дела и таким образом заботящейся о престиже отечественной библиотечной науки. Представлены портреты достойнейших людей, интеллигентов, которых отличают незаурядные таланты, широкий кругозор, человеческое обаяние. Значение всего сделанного ими выходит далеко за временные рамки их жизни. Образы ученых-библиотекарей, их личностные качества неразрывно связаны с делами, творчеством. Ведь личная судьба многое объясняет, часто волнует гораздо больше, чем научные заслуги. В современных условиях (пристального внимания нового XXI века к проблемам человека) мемориально-биографическая тематика обретает особую актуальность. В книге излагается также авторское видение проекта нового библиотечного объединения "Профессия по наследству", и представлены с большой любовью собранные материалы о родителях - выдающихся библиотечных специалистах.

Все тексты созданы приблизительно в одно и то же время (сер. 90-х гг. ХХ в. - нач. ХХI в.), но под влиянием разных событий, впечатлений и мотивов. Каждый - своеобразен и нетривиален, сочетает информативность реконструкции прошлого с выраженным личностным началом. И везде объект раздумий - судьба библиотеки и библиотекаря во взаимосвязи и взаимообусловленности. И всегда это Библиотекарь с большой буквы, высоко поднявший для себя планку в профессиональном и человеческом смыслах, неравнодушный, увлеченный, отдававший все силы, способности, ум, душу любимому делу, оказавшийся на этом поприще может быть и случайно, но определенно по призванию. Все авторы пытаются передать ту особую ауру, библиотечную атмосферу, которая и сделала их такими. Хотя в любом коллективе наряду с подвижниками, добросовестными тружениками есть нерадивые и равнодушные, на которых эта аура не действует. Практически везде (кроме воспоминаний В.П. Леонова) звучит апология библиотеки, работа в ней оценивается как интересный и незабываемый жизненный период. И это - "советские" годы с их подчинением библиотечного дела задачам правящей идеологии, перегруженностью несвойственными функциями. Современный контекст (безразличие властей к библиотекам, сформировавшееся в 90-е гг. ХХ в., функциональность их восприятия (чисто потребительское отношение), отсутствие трепета пользователя перед книжными раритетами) пронизан ностальгией по тому времени. Эти люди осознавали свою значимость и могущество, когда "ручными" способами, без компьютеров оперативно выполняли поставленные задачи. Все с любовью отзываются о читателях и везде Библиотека - с большой буквы. Показаны и хронические болезни живого библиотечного организма (переполненные хранилища, очереди, недостаток средств и т.д.). И тем не менее, о профессиональном выборе не жалеет никто. Каждый автор также в той или иной мере рассказывает о себе, своей семье. И это еще больше наполняет воспоминания жизнью.

Мера содержательности мемуаров и интерес к ним, в основном, зависят от яркости личности автора, его умения донести и передать свои ощущения - писательском таланте. В связи с этим можно говорить об уникальности в этом смысле всех трех мемуаристов, иначе не могли бы появиться столь интересные, нестандартные книги.

Hosted by uCoz