Бунина Е.Г.

СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫМИ СЛУЖБАМИ АКАДЕМИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(На примере Еврейской автономной области)

Изучение информационных потребностей - одна из базовых задач, решаемых специалистами информационного обслуживания библиотечно-информационных учреждений. Характер информационных потребностей определяется рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются специализация учреждения, оказывающего информационные услуги, особенности его территориального расположения, присущие ему функции.

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН в Еврейской автономной области создан в 1992 г. и является единственным академическим учреждением данного региона. Дальневосточная территория всегда представляла социально-экономический интерес для исследователей по многим причинам: ее удаленность от центра страны, национальный аспект, природные ресурсы, географические особенности, высокий уровень миграции, соседство с КНР и др. Создание на этой территории академической структуры наложило на ученых определенные дополнительные функции. Несмотря на проводимые фундаментальные исследования остро стояла необходимость в проведении прикладных исследований, что и сейчас продолжает оставаться актуальным. Отдел научно-технической информации также включается в эту деятельность, занимаясь информационным сопровождением осуществляемых проектов.

Кроме работы по информационному обеспечению научных исследований ученых, в 2001 г. нашим отделом стали оказываться услуги для предпринимателей области. Отметим, что на территории ЕАО действует несколько структур, занимающихся информационным обеспечением данной группы пользователей: Управление поддержки и развития малого предпринимательства правительства Еврейской автономной области, Областной фонд развития малого предпринимательства и ряд общественных организаций. Реально функционирует система взаимодополнения информационного обеспечения данной группы пользователей экономической, правовой, статистической и другой информацией. Издается совместными усилиями периодическое издание «Вестник», где печатаются принимаемые местные законодательные акты; коммерческие предложения, поступающие от местных предприятий и предпринимателей из других регионов.

Наше сотрудничество с вышеназванными организациями началось с 1992 г. и представляло собой сбор информации для издательской деятельности. «Бизнес-справочник ЕАО», «Приглашаем к сотрудничеству», энциклопедический словарь «Еврейская автономная область», т.е. документов, созданных с целью систематизировать и предложить реальную информацию о данном регионе. Участие в конференции «Инвестиционная привлекательность для российских и иностранных инвесторов», состоявшаяся в конце 2001 г., а также результаты, проводимого нами анкетирования показали востребованность и необходимость информационных услуг для потенциальных товаропроизводителей.

На российском Дальнем Востоке рентабельность крупных производственных структур ниже общероссийской, поэтому роль и значение малого предпринимательства на данной территории возрастают. Малое предпринимательство здесь находится на стадии развития. Первые наши исследования начались по тематическим запросам потенциальной группы пользователей, первоначальная и основная работа проводилась посредством использования Интернет. Первоначально процесс работы сводился к тематическому поиску информации.

Мы подробно остановимся на выявлении и удовлетворении информационных потребностей. В ходе наших наблюдений при совместной деятельности с предпринимателями, выяснилось следующее:

У потенциальных пользователей консалтинговых объективизируются первоначально такие цели:

  1. Выяснить какое производство будет востребовано именно в данном регионе.
  2. Для товаропроизводителей представлял интерес поиск поставщиков сырья, новейшего оборудования, рынка сбыта продукции.

Предвидя вопросы коллег, мы сразу хотим дать разъяснение. Не имея в своей структуре высококвалифицированных специалистов в области экономики и других соответствующих знаний, мы самостоятельно не предлагаем какие-либо окончательные варианты решений в исследуемой области. Главная наша задача, как специалистов в области информационного обслуживания, оказать информационное сопровождение разрабатываемых проектов для потенциальных пользователей.

На примере одного конкретного запроса мы представим возможный механизм проведения исследования:

Тема: «Возможность внедрения в производство поролона».

Занимаясь поиском оборудования для внедрения в производства данной продукции, постепенно выяснялись характеристики, необходимые для окончательного принятия решений. Например, при поиске оборудования для создания производства, важными и определяющими факторами являются: качество оборудования; цена комплектующих деталей; качество и стоимость сырья; географическая удаленность от основных потребителей; - транспортные расходы на поставку.

Также в процессе работы выяснилось, что данная информация представляет интерес для пользователей только с описанием качественных и ценовых характеристик, включая как положительные, так и отрицательные стороны. У потенциальных пользователей консалтинговых услуг вызывают интерес отзывы о качественных характеристиках, как со стороны потенциальных потребителей оборудования (их оказалось сложнее найти, чем поставщиков) так и тех, кто производит оборудование.

Следующий этап - маркетинговое исследование, с целью изучения спроса на предполагаемую к производству продукцию. Его мы проводили в сотрудничестве со специалистами в данной области. Поиск потенциальных потребителей данной продукции в регионе осуществлялся на территории Дальнего Востока. Изучались отдельные регионы: Хабаровский край, Приморье, Амурская область и другие. При проведении исследования, сложности возникли из-за отсутствия полномасштабной информации о товаропроизводителях, использующих в своем производстве данную продукцию. Используя Интернет, поиск информации осуществлялся через органы региональной государственной власти и другие организации: Управления, Комитеты государственных служб, Фонды развития малого предпринимательства, Торгово-промышленные палаты.

Формами опроса стали письменное и устное интервьюирование. В ходе работы над запросом определялись вопросы, интересующие потенциальных пользователей консалтинговых услуг:

  1. Желание работать с партнером.
  2. Качество и стоимость произведенной продукции.
  3. Стоимость транспортных расходов.
  4. Объемы произведенной продукции должны соответствовать потребностям.
  5. Возможность потенциальных партнеров выступать в своих регионах дилерами.

В итоге проведенного нами исследования был представлен отчет, включающий выводы, контактные данные, подборку информационных документов (вплоть до предлагаемых партнерами условий договоров). В ходе проведения исследования выяснилось, что чаще всего потенциальные пользователи консалтинговых услуг не могут сразу определить свои информационные потребности. В процессе деятельности постепенно возникают определенные вопросы, в ходе которых должны предлагаться альтернативные управленческие решения.

Если организация производства только планируется, то требуют решения следующие вопросы:

  1. Какая продукция будет востребована в данном регионе.
  2. Насколько высока конкурентность среди предприятий, выпускающих однородную продукцию.
  3. Будет ли она востребована в других близлежащих регионах.
  4. Определение объемов, стоимости, качественных характеристик, устраивающих потенциальных потребителей.

Подчеркиваем, что эффективность такой работы и достоверность ее результатов, будет значительно выше, если библиотечно-информационная служба действует не сама по себе, а является структурой организации, которая тесно работает с органами власти, предпринимательством региона, знает его нужды, имеет достаточно высокий статус на данной территории, занимается прикладными исследованиями.

В настоящее время нами осуществляется следующая работа в данном направлении. Создана и постоянно пополняется база данных предприятий Еврейской автономной области (различных форм собственности, в том числе частных предпринимателей, являющихся основателями предприятий - товаропроизводителей). Объем информации предполагает включение сведений о руководителе, количестве работающих на данном предприятии специалистов; фактический, юридический адрес; основные виды деятельности и наименование производимой продукции. Информационное обслуживание организаций осуществляется как при разовом запросе, так и на абонементном обслуживании организации.

Размещается информация о производимой продукции, запросов по поиску оборудования и прочего на серверах сайтов, способствующих продвижению производства. Кроме того, на сайте Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН размещена также страница Отдела научно-технической информации, где наряду с описанием основной деятельности предлагаются и вышеописанные услуги. В наших планах, наряду с другими организациями, работающими в данном направлении, включиться в инвестиционную программу региона.

Думается, что внедрение подобной модели оказания информационных услуг в Отделах НТИ при академических институтах или предложение таких услуг может расширить возможности информационно-библиотечных учреждений и позволит совместить роль библиотекаря и информационного менеджера.

Hosted by uCoz