Бородина В.А., Бородин С.М.

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Современный человек живет в сложном информационно-психологическом пространстве деструктивного типа. Информационные ресурсы на разных носителях увеличиваются с огромной скоростью и в больших объемах. При этом значительно отстает управленческая составляющая в решении практических задач информационно-психологического обеспечения субъектов информационного процесса. На обочине оказалась рекомендательная библиография, что не могло не нанести урон. Важной причиной снижения качества всей информационно-психологической составляющей является и резкое снижение качества восприятия информации любых видов и типов. Данные международного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) по трем направлениям грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная) свидетельствуют о чрезвычайно низком ее уровне. Из 32 стран, участвовавших в тестировании в 2000 г., Россия, ее 15-летние читатели, оказались лишь на 27 месте.

Свидетельством неблагополучного положения являются предпринимаемые меры на международном уровне. Так, ЮНЕСКО объявило 2003-2012 гг. десятилетием грамотности. Кей Расерока - президент ИФЛА заявила на 2003-2005 гг. тему «Библиотеки за непрерывную грамотность». Многие международные конференции проводятся на темы: «Информация для всех», «Грамотность без границ». Создаются разного рода ассоциации, цель которых в объединении профессиональных и общественных усилий по совершенствованию информационно-психологической культуры в системе непрерывного образования. Созданы центры чтения при библиотеках для продвижения чтения, приобщения к нему подрастающего поколения. Во многих библиотеках России возникают психологические и библиотерапевтические службы.

Решение многих проблем, связанных с информационно-психологической грамотностью, во многом будет зависеть от освоения новых направлений деятельности, к числу которых относится и информационно-психологический консалтинг. К этой деятельности надо специально готовить.

В феврале 2000 г. В.А. Бородиной была предложена и обоснована на БИФ СПбГУКИ специализация «Информационно-психологический консалтинг» (ИПК). В понятие ИПК применительно к библиотечно-информационной деятельности вкладывалось следующее: информационно-психологическое обеспечение, сопровождение и поддержка любых видов профессиональной деятельности и жизнедеятельности различных социальных субъектов; оказание разнообразных информационно-психологических услуг и подготовка информационно-психологической продукции; информационно-психологическая диагностика и самодиагностика, принятие альтернативных решений, их анализ и выбор оптимального.

ИПК может органично включаться в конкретные виды деятельности библиотек или других информационно-образовательных учреждений; существовать как самостоятельное подразделение библиотечных и информационных служб; быть меж институциональным центром, включающим разные направления для обеспечения социально-экономической и культурно-образовательной деятельности общества.

Основное содержание специализации: мониторинг информационно-психологических продуктов и услуг (диагностика, альтернативные решения, обоснование рациональных моделей деятельности, организации и поведения социальных субъектов); разработка профессиограмм специалистов ИПК; имиджелогия; рекламная деятельность; паблик-рилейшнз; виды и формы функционирования ИПК; знакомство с акме-технологиями информационно-психологической деятельности с помощью новейших информационных технологий; моделирование консалтинговых служб в зависимости от востребованности их обществом.

Суть ИПК: деятельность библиотеки по предоставлению разнообразных информационно-психологических продуктов и услуг для всех категорий социальных субъектов в норме и патологии. Это делается в целях информационно-психологического обеспечения, сопровождения и поддержки широкого круга проблем профессиональной деятельности и жизнедеятельности социальных субъектов. ИПК может реализовываться во всех сферах информационной, культурной и образовательной (профессиональной, общественной, любительски-досуговой) деятельности человека. Реализация осуществляется через создание информационно-психологических и аналитических центров, бюро, отделов, служб; в рамках других структур, например, в публичных библиотеках информационно-психологический консалтинг профориентационной работы. Применимы различные формы (традиционные и инновационные) на госбюджетной, коммерческой, спонсорской основах.

В результате можно создать альтернативные структуры ИПК, информационно-психологические ресурсы (базы данных, досье, акме-технологии), обеспечить мониторинг в информационно-психологическом консалтинге, улучшить профессиональные и жизнедеятельностные сферы деятельности социальных субъектов.

Основные принципы обучения на специализации: индивидуализация в освоении программы специализации через решение задач дипломной работы; востребованность системы знаний с ориентацией на прагматичность в библиотечно-информационной деятельности и деятельности других социальных институтов и учреждений; воспроизводимость общих знаний, умений, навыков ИПК в специфике их конкретной реализации; включенность всех сфер личности студента в процесс освоения программы специализации (аксиологической, креативной, когнитивной, аффективной, рефлексивной).

Целью специализации является формирование информационно-психологической компетенции библиотечного специалиста для реализации консалтинговой деятельности в условиях библиотек. Основные задачи специализации: изучить документальный поток по проблемам информационно-психологического консалтинга (ИПК); освоить основные теории и технологии ИПК; приобрести умения адаптировать полученные знания для решения информационно-психологических задач в условиях разных типов библиотек; научиться диагностировать достижения ИПК в библиотечно-информационной деятельности; овладеть продуктивными технологиями ИПК в социализации личности, групп и общества.

Специализация входит в систему дисциплин, обеспечивающих социально значимый уровень профессионализма библиотечно-информационной деятельности и конкурентоспособность библиотекаря-библиографа на рынке информационно-психологических услуг.

Трудности, связанные с подготовкой будущих библиотекарей по информационно-психологическому консалтингу, в основном обусловлены учебным планом библиотечно-информационного факультета. В нем отсутствует серьезная психологическая подготовка. Кроме курса общей психологии практически нет других учебных дисциплин из системы психологического образования. Повышение качества подготовки специалистов в области ИПК связано с усилением психологической составляющей библиотечно-информационной профессии.

Из-за отсутствия системы психологического знания в учебном плане библиотечно-информационного факультета на специализации «ИПК» выбран такой вариант изучения. Программа обучения на специализации состоит из двух частей: общей и дифференцированной (специальной). В процессе обучения на специализации студент получает систему знаний по ИПК, в рамках которых решает узко профессиональные задачи, связанные с темой дипломной работы. Экзамен проходит на основе зачетов по каждому разделу и защиты проекта с презентацией по выбранному направлению ИПК применительно к теме дипломной работы. Структура содержания проекта:

  1. Название проекта, логотип, эмблема.
  2. Миссия и востребованность проекта, законодательные основы.
  3. Концепция проекта и основные направления деятельности.
  4. Цель и задачи деятельности.
  5. Содержание деятельности (виды ИПК, их характеристика; основные виды информационно-психологических продуктов и услуг в традиционной и электронной формах; характеристика клиентов: читателей, пользователей библиотек, потребителей информации, абонентов).
  6. Ресурсная база службы по ИПК.
  7. Штатная структура. Профессионально-личностные требования к специалистам по ИПК.
  8. План деятельности (виды мероприятий, сроки, ответственные).
  9. Квалитологические и квалиметрические характеристики проекта. Предполагаемая результативность деятельности.
  10. Продвижение проекта. Деятельность службы ИПК в целях паблик-рилейшнз.

Проект оформляется в соответствии с установленными правилами. В Приложения включаются: виды ИПК; информационно-психологические продукты и услуги в форме таблицы; профессиограммы специалистов по ИПК; информационно-рекламный листок службы ИПК.

Проблематика ИПК чрезвычайно широка, поэтому наполнение программы может осуществляться по модульному принципу. Она не является жестко заданной. Определенной стабильностью обладает лишь содержание первого (теоретико-методологического) и последнего (информационно-технологического) разделов программы ИПК. Содержательно-прикладные разделы определяются региональными потребностями и возможностями кафедры. В настоящее время в специализацию ИПК включены разделы: теоретико-методологические основы ИПК; ИПК в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей; ИПК в сфере культурного досуга пользователей библиотек; информационные технологии в ИПК.

В связи с активным развитием библиотечной психологии в целом и имеющих к ней отношение других межнаучных дисциплин (Библиотечная социология, Библиотечная педагогика, Библиотечное общение, Библиотечная конфликтология, Библиотечная соционика, Библиотечная валеология, Библиотечная этика, Акмеология речевой деятельности, Акмеология чтения, Семейное чтение, Библиотерапия и сказкотерапия и т.д.), выбор проблем для ИПК практически безграничен.

Стратегия развития специализации ИПК связана с междисциплинарным подходом, творческой составляющей, интенсификацией проектной деятельности библиотек на конкурентной основе. В информационно-психологическом поле достаточно проблем, которые способны решать специалисты в области библиотечно-информационной деятельности при условии специальной подготовки.

Hosted by uCoz