Борисова О.О.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

В создании фирменного стиля весьма важное место занимает подбор цветовой гаммы. Краска в рекламе - составной элемент общего решения внешнего вида вещи в ее рекламном представлении. Краски, цвета обязательно должны соотноситься друг с другом и со средой. Важно учитывать, что цвета обладают разной степенью запоминаемости. Наиболее запоминается желтый цвет, особенно в сочетании с черным.

Нередко цвет становился как бы вторым фирменным знаком, Существует целая наука о цветах, в которой говорится, о том, что цвета обладают разными степенями воздействия: одни успокаивают, другие - возбуждают, третьи - почти никак не воздействуют на человека. Подбирать цвета желательно так, чтобы они создавали оптимистический настрой. Однако, создавая сочетания изысканных оттенков, следует задуматься о том, всегда ли у вас будет возможность абсолютно точно воспроизводить их во всех образцах вашей рекламной продукции. Ведь часто даже незначительное отклонение от цвета - эталона может вызвать негативную реакцию адресата.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламной продукции, крайне важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой библиотечно-библиографическая реклама будет восприниматься наилучшим образом. К сожалению, к выбору цвета до сих пор относятся, как к чему-то второстепенному, предпочитая научному подходу свои личные предпочтения.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта. К примеру, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный - визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его.

Использование в рекламе особенностей восприятия цвета позволяет создавать наиболее эффективную рекламную библиотечно-библиографическую продукцию.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Цвет, таким образом, не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции. В связи с этим в психологической науке выделилось самостоятельное направление, рассматривающее цвет с точки зрения его влияния на восприятие человека.

Семантика цвета нашла широкое применение в индустрии рекламы. Цвет влияет на наше восприятие и поэтому позволит создавать наиболее эффективную рекламную продукцию.

Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию, по-разному влияя на человека, что позволяет выделить несколько цветовых групп: стимулирующие (теплые ) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: красный, оранжевый, желтый; дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: фиолетовый, синий, светло-синий, сине-зеленый; статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов: чисто-зеленый, оливковый, желто-зеленый, пурпурный; цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный ); теплые темные тона, стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: охра, коричневый, темно-коричневый, землистый; холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серый, черно-синие, темно-зелено-синие.

И физическое, и психическое воздействие цветов во многом определяется личностными характеристиками воспринимающего человека, причем цвет не только вызывает соответствующую реакцию в зависимости от эмоционального состояния людей, но и определенным способом формируют их эмоции.

Восприятие цвета связано не только с физиологическими особенностями и возможностями человека, но и, по-видимому, с его генетической памятью. Отсюда и различие роли и функции цвета в разных культурах.

Сосуществует несколько представлений о направлениях психического воздействия различных цветов. Если интегрировать различные описания и интерпретации семантики цвета, то получится следующая картина.

Красный цвет - стимулирующий, теплый. Он символизирует опасность и запрет, но настраивает на решительность и способен вызывать у человека сильное желание, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, ыстро привлекает к себе внимание, настраивает на решительность, и способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок, сделать энергичное усилие купить, например, то, что Вы рекламируете. Данный цвет способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы, обладает и определенным сексуальным зарядом, что следует учитывать при создании рекламы. Семантика этого цвета - «внимание, не проходите мимо: действуйте дерзко, смело, необдуманно, поддавайтесь первым чувствам».

Красный цвет (чермный, червленый, червчатый, алый (аленький цветочек) в России - истинно народный. Это цвет русского фольклора, что можно использовать в рекламе соответствующей книжной продукции.

Он имеет значения: прекрасный, красивейший, торжественный, парадный («красна девица», «красный молодец», «красный угол», «красное крыльцо», «Красная площадь», «улица Красная»). Им традиционно украшали деревянную посуду, дома, праздничные женские и мужские костюмы, девичьи уборы. Красный - один из цветов государственного флага России. В православии - красный - цвет крови Господней. Любимые красные камни россиян - рубины, яхонты альмандины, цветы - гиацинты, красные розы, тюльпаны. Красный цвет будет уместен в оформлении рекламных материалов, связанных с литературой о войне, о государственных праздниках, с книгами православно-религиозной тематики и пр.

Розовый - пастельный цвет ассоциируется с детскими и косметическими товарами и услугами. что делает желательным его использование в рекламе соответствующей литературы.

Оранжевый цвет - оптимистический, теплый стимулирует эмоциональную сферу, чувства, создает ощущение веселья и благополучия, помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус, ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе источников информации о детских товарах, медикаментах, а также информационных услуг, особенно в области культуры и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, при этом давая ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии, однако может и утомить.

Желтый цвет - стимулирующий, теплый, настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. Он помогает обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, вызывает стимулирующее действие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности, усиленной интеллектуальной деятельности, ее информационном обеспечении.

Этот цвет будет удачен в рекламе элитных продуктов, информационных ресурсов и услуг, а также книг, посвященных данным информационно-интеллектуальным сферам. Он виден с большого расстояния, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. В России этот цвет воспринимается как знак разлуки, измены, и в то же время символизирует солнце, злато.

Зеленый цвет - болеутоляющий, оптимистический, действует успокаивающе, гипнотически, влияет на нервную систему, снимает остроту переживаний, раздражительность, бессонницу, оказывает целительное, расслабляющее действие, понижает кровяное давление и поднимает тонус. Данный цвет будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, центров здоровья и охраны окружающей среды, посвященных им документов.

Розовый цвет - пастельный, прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров и соответствующей литературы.

Голубой цвет - антисептический. Тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ, цвет мира и всеобщей гармонии. Он способен придать предмету целостный мир, а вопросу - глобальность и благоприятный исход. Однако нужно учитывать, что его «передозировка» может привести к некоторой усталости и утомляемости. Бледно-голубой цвет хорошо использовать в рекламе детских и косметических товаров, услуг, литературы указанных сфер.

Синий цвет и его оттенки - дезинтегрирующие (холодный) в православной символике - цвета Небес - имели большое распространение на Руси. Не случайно, синий - один из цветов государственного флага РФ . Этот небесный цвет применялся в религиозном одеянии святых, часто сочетаясь с красным, в религиозной живописи, иконописи. В жилище русского человека синий и голубой цвета украшали изразцы печей, фаянсовую посуду, а также праздничную одежду, в частности, девичьи сарафаны. Синие сапфиры, яхонты входят в число любимых камней россиян, воспеваются в народной лирике. Синий - цвет моря, ассоциируется со всем, связанным с водой, что, естественно, находит отражение и в рекламе литературы «морской» и «речной» тематики.

Фиолетовый - дезинтегрирующий, холодный - цвет внутренней сосредоточенности:, способствует духовному углублению, поможет абстрагироваться от всего в данный момент ненужного, сконцентрироваться на главной проблеме, хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, увеличивает выносливость ткани и потому позитивно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды. Поэтому, если Вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть его креативность, или ориентированы на предоставление услуг, деталь в фиолетовом цвете будет просто необходима!

Коричневый - теплый темный спокойный цвет, ассоциируется с теплом и комфортом и может использоваться в рекламе любых товаров ,в том числе библиотечно-информационных ресурсов и услуг.

Черный - цвет глухих тонов - самопогружения: он помогает сосредоточиться, от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира.

Черный - траурный цвет и именно поэтому им в рекламе лучше не злоупотреблять. Данная рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы, оформление визитных карточек и беджей. На Руси черный цвет всегда был символом скорби, смерти, отрешения от мирской суеты.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии, символ святых риз, молодости, чистоты душевной и телесной, невинности, не несет никаких неприятных ощущений и был на Руси всегда самым любимым как цвет «Духа Святаго». Этот цвет - один из трех цветов российского государственного флага, повсеместно присутствует в украшениях национальных одежд, в орнаментах. Белые алмазы входят в число любимых россиянами камней, а белые розы, ромашки -цветов. Моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, в том числе, о литературе и других информационных ресурсах библиотеки без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Серебристый цвет - вызывает стойкие ассоциации с авиацией, которые можно поддерживать и в рекламе соответствующих книг.

Интересно отметить, что в разных культурах основные цвета часто наделяются разными смыслами, что значительно усложняет задачу унификации цветового решения рекламы.

Отношение к цвету в каждой стране свое, и существует своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране. К примеру, в Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, белый - со спокойствием, миром, святостью, черный - со сложностью. На Востоке красный означает доброту и отвагу, черный - честность, белый - подлость и лживость, воспринимается как цвет траура.

В России излюбленными цветами всегда были красный, который испокон веков ассоциировался с богатством и любовью, белый - символ чистоты и духовного совершенствования, синий - цвет доблести и чести. Однако в связи со стремлением России к интеграции с мировым европейским сообществом, возможно, что любимые цвета Европы очень скоро станут весьма популярными цветами в заимстованной «западноевропейской» семантике. Нередко цвета превращаются в политические символы. Широко известны, например, войны «алых и белых роз» в Англии, «красных и белых» в России или «война» желтого цвета с белым и синим во время выборов в Украине 2004 г. И понятно, что реклама книги, библиотеки, выдержанная в сине-белых тонах, не только будет безрезультатной на Западе Украины, но и может вызвать агрессивную реакцию.

Цвет в рекламе под влиянием присущих определенным сообществам, целевым группам, разных психологических, социально-политических и социокультурных факторов может, с одной стороны, вызвать в массовом сознании мифологизированные эмоции и ассоциации, а с другой - создавать новые ощущения, мифы.

Поэтому оптимальный выбор доминирующего цвета или сочетания цветов с учетом национально-этнических, исторических или религиозно-конфессиональных особенностей., характерных для региона, где библиотечно-библиографическая реклама используется, позволяет создавать рекламно-информационную продукцию усиленного воздействия.

На выбор цвета в рекламе влияют следующие факторы: социально-демографический состав целевой аудитории, характер объекта рекламы, средства рекламирования, технология передачи цвета, контекст общего цветового фона, освещенность воспринимаемого сообщения, место его расположения относительно потребителя рекламной информации.

Таким образом, с помощью выбора и технологии подачи определенного цвета можно управлять отношением потребителя к рекламе, а создавая необходимую цветовую среду можно вызвать у потребителя рекламы определенные эмоции. При правильном выборе - благоприятное представление и желание приобрести рекламируемый товар.

Наглядный цветовой образ особенно ярко воспроизводит переход от мира реальных вещей к образу, к переносному значению, к «слову - идее»

И физическое и психическое воздействие цвета во многом определяется личностными характеристиками воспринимающего рекламное сообщение человека и не может целиком зависеть только от вкуса рекламодателя, дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного внимания реципиентов, с другой - сильнейший раздражитель, способный затруднить желательное восприятие объекта рекламы, при котором действует также целый комплекс факторов : влияние создаваемого образа объекта рекламы, психологические характеристики целевой аудитории, специфика рекламно-информационных технологий и пр.

Текст, изображение и цвет в рекламе используются в качестве символов, связанных с национально-этническими, социокультурными, историческими, религиозно-конфессиональными, региональными и иными традициями и оказывающими влияние на силу их непосредственного воздействия, восприятия рекламного сообщения.

Оптимальный выбор доминирующего цвета или цветовых сочетаний, гамм позволяет создавать рекламную продукцию, многократно усиливающую воздействие текста рекламного сообщения.

Hosted by uCoz