Бойкова О.Ф.

БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Административная реформа государственного и муниципального управления в России затрагивает библиотечное обслуживание населения.

Важнейшее значение имеет поэтапное введение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, устанавливающего правовые, территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления в РФ. Основные статьи закона вступают в силу с 1 января 2006 г., а полностью все его положения - с 1 января 2008 г.

Предусматриваются следующие типы муниципальных образований (ст. 2). Поселение - городское или сельское, включающее город или поселок, несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов. Муниципальный район, включающий несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Городской округ, являющейся городским поселением, не входящим в состав муниципального района.

К ведению перечисленных муниципальных образований среди прочих вопросов местного значения относятся организация библиотечного обслуживания населения в поселении и городском округе (ст. 14, п.11; 16, п. 16). Организация библиотечного обслуживания населения в муниципальном районе включает также обеспечение услугами библиотечного коллектора (ст. 15, п. 19).

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О библиотечном деле» с целью объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и организации, в том числе межмуниципальные объединения библиотек в централизованную библиотечную систему на основе заключения договоров и соглашений (ст.8, п.4).

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении муниципальных библиотек, относятся: создание, ликвидация и реорганизация библиотек; определение их целей, задач, направлений, порядка и условий деятельности; финансирование, формирование и размещение муниципального заказа; регулирование цен и тарифов на их услуги и продукцию; принятие и утверждение уставов библиотек, внесение в них изменений и дополнений; обеспечение библиотек на условиях оперативного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, изъятие лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению; назначение и увольнение руководителей библиотек; контроль над деятельностью библиотек (ст. 7, 17, 43, 44, 49-51).

Важно отметить, что муниципальное образование должно самостоятельно осуществлять финансирование и материально-техническое обеспечение библиотеки как муниципального учреждения на основе сбалансированности местных бюджетов и утвержденной сметы (ст. 52). Органы местного самоуправления могут выступать заказчиками на выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов библиотечного обслуживания на конкурсной основе (ст. 54). Однако в последнее время в результате несбалансированности и некорректного разграничения финансовых средств между сельскими и городскими поселениями, муниципальными районами и городскими округами происходит не только резкое сокращение численности библиотек, но и изменение структуры и содержания их работы. В этих условиях одной из основных проблем является сохранение сети библиотек муниципальных образований.

Библиотечные коллекторы отсутствуют на муниципальном уровне, поэтому непонятно, что имелось в виду, когда в закон была введена норма «обеспечение услугами библиотечного коллектора». Создание в муниципальном районе новой ранее никогда не существовавшей книготорговой фирмы или книжного магазина, осуществляющих, среди прочих услуг, комплектование библиотек книгами, вряд ли целесообразно. Тем более, в условиях резкого сокращения численности библиотек или вообще их ликвидации. В сложившейся ситуации, неясно какое решение будет принимать местная администрация. Очевидно, что данная норма не соответствует существующей практике. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» еще только вводится в действие, а в него уже необходимо вносить новые изменения.

В ходе законоприменительной практики в 2004 г. были приняты федеральные законы, внесшие в него существенные изменения и дополнения, которые целесообразно учитывать, рассматривая деятельность библиотек, находящихся в ведении муниципальных образований. В частности, в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, внесший изменения в 152 федеральных закона, в том числе в закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 и ФЗ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ.

В Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» внесены изменения, касающиеся сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и предоставления органам местного самоуправления полномочий по организации библиотечного обслуживания населения (ст.20).

Изменения, внесенные в ФЗ «О библиотечном деле», предусматривают присвоение ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статуса центральной районной библиотеки, а соответствующего городского поселения - статуса центральной городской библиотеки (ст. 42).

Для развития деятельности библиотек в условиях местного самоуправления большое значение имеют следующие нормативные акты: ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138 -ФЗ; ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ; Указ Президента РФ «О конгрессе муниципальных образований» от 22 октября 1998 г. № 128; Постановление правительства РФ «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» от 12 августа 2002 г. № 585; Письмо Госкомимущества РФ «О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную» от 1 марта 1996 г. № АР-18/1599.

Одна из главных проблем развития библиотек в контексте местного самоуправления - это сохранение сети муниципальных библиотек, в том числе и ЦБС. В первую очередь речь идет об их реорганизации на основе объединения в единую сеть муниципальных библиотек с библиотеками других учреждений и организаций, в частности с вузовскими и школьными, а также с различными учреждениями культуры: архивами, музеями, домами культуры, создавая социально-культурные или информационно-культурные центры. Реорганизационные процессы осуществляются на основе заключения договоров и соглашений о сотрудничестве, например в Белгородской, Тверской, Пензенской, Тамбовской областях. В Пермской области ставятся вопросы оптимизации сети муниципальных библиотек на основе активного введения разнообразных нестационарных форм библиотечного обслуживания населения: библиотечных пунктов, коллективных абонементов, выездных читальных залов, передвижных библиотек (библиобусов). Разрабатываются основные нормативные показатели деятельности муниципальных библиотек, минимальные социальные стандарты библиотечного обслуживания, методики расчета стоимости библиотечных услуг, штатного расписания библиотеки, расходования бюджетных средств.

Таким образом, поэтапное внедрение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявило множество проблем, связанных с организацией библиотечного обслуживания населения в муниципальном образовании в современных условиях. Для решения рассмотренных проблем необходимо:

  1. Внесение изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся сохранения сети библиотек в муниципальном образовании, их финансирования и материально технического обеспечения, отмены нормы обеспечения услугами библиотечного коллектора, принятия нового ФЗ о минимальном социальном стандарте библиотечного обслуживания.
  2. Своевременное внесение изменений и дополнений в региональное законодательство, регулирующее деятельность библиотек в субъектах РФ, том числе и в муниципальных образованиях, а также в конституции автономных республик и уставы краев, областей, автономных округов, разработка минимальных социальных стандартов библиотечного обслуживания в конкретном субъекте РФ.
  3. Приведение в порядок как учредительных документов библиотек: уставов и решений собственника об организации муниципальной библиотеки, так и локальных нормативных актов: положений об отдельных направлениях деятельности, правил пользования библиотекой, разработка и заключение договоров и соглашений о совместной деятельности и взаимодействии с различными организациями и учреждениями.

Активное сотрудничество и оказание серьезного влияния на формирующиеся органы местного самоуправления для защиты муниципальных библиотек, предлагая разнообразные модели их объединения с муниципальными образовательными и культурными учреждениями, новые формы библиотечного обслуживания, в том числе и нестационарные.

Hosted by uCoz