Тищенко М.Н.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ОБЩЕДОСТУПНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
В условиях развития института местного самоуправления особое значение приобретают видение библиотекой своей роли в жизни местного сообщества, её организационное поведение и взаимоотношения с другими организациями и социокультурными институтами муниципального образования (МО), главным образом, с учреждениями культуры, образования, рекреационной сферы. Практически все эти организации являются субъектами и объектами и в сфере информации, то есть создают и потребляют информационные ресурсы. Именно они одновременно составляют и среду обитания (конкурентную среду), и среду развития библиотеки (возможность эффективного взаимодействия).
В первом случае библиотеке приходится соперничать с другими субъектами социальной сферы, как за условия деятельности, так и за условия продвижения своих услуг к потребителю. Предметами конкуренции неизбежно становятся источники финансирования, технические, информационные, трудовые ресурсы, каналы распространения информации, книгоиздательский бизнес, производство аудио - и видеопродукции и др. Библиотеки практически первыми испытывают на себе сокращение финансирования и отток персонала.
Рассмотрим, каковы наиболее реальные конкуренты библиотеки в борьбе за получение свободного времени населения, воспользовавшись научной классификацией учреждений и предприятий социально-культурной сферы. Вероятно, таковыми могут быть: учреждения культуры (в первую очередь, другие библиотеки); информационные агентства; досуговые центры (особенно компьютерные и интернет-клубы, игровые автоматы); учреждения книжной торговли; средства массовой информации; киносеть; организации экскурсионного обслуживания. Приведённый перечень не противоречит другим подобным, приводимым в литературе. А такие субъекты социокультурной сферы как выставочные залы, театрально-зрелищные организации, которые также участвуют в освоении свободного времени населения, распространены только в крупных городах и в принципе не являются настолько часто посещаемыми каждым отдельно взятым жителем учреждениями, чтобы их можно было на равных основаниях включить в перечень конкурентов муниципальной библиотеки (МБ).
Разумеется, не все из перечисленных организаций являются прямыми конкурентами МБ. Их число и состав зависит, конечно, и от масштабов и местонахождения МО. Для многих сельских библиотек (коих большинство в России) конкурентная среда - понятие скорее абстрактное, чем актуальное, тем более в условиях сворачивания социально-культурной сферы, что сегодня стало реальностью. Ни о какой конкуренции в таком случае, например, между клубом и библиотекой речи быть не может.
Таким образом, вопрос о конкурентной среде МБ приобретает значимость только с повышением уровня МО. Очевидно, что в большей степени городским библиотекам приходится «соперничать» с другими субъектами в районе обслуживания. Поэтому нельзя сказать, что это вопрос сугубо теоретический, не имеющий практического интереса. Если исходить из того, что главной задачей библиотеки в конкурентном соревновании является увеличение числа читателей, то основными её соперниками, очевидно, будут организации культуры, досуга, информационные службы, как коммерческие, так и некоммерческие. Победа в этой борьбе достижима на основе лучшей технической оснащенности, применения новейших технологий, высокой комфортности, сервиса, предоставления присущих только библиотеке услуг. Поэтому библиотека неизбежно оказывается вовлечённой в другое поле конкурентной борьбы - за источники финансирования своей деятельности. И тогда круг её конкурентов расширяется до включения в него всех бюджетных муниципальных организаций.
В этом положении альтернативой библиотеки могут быть: замкнутость и самодостаточность, позиция «работаем, как можем», или конкуренция с другими организациями и учреждениями МО.
На наш взгляд, в большинстве случаев конкретной библиотечной практики предпочтительнее говорить о партнёрстве библиотеки, чем о «борьбе» с субъектами социально-культурной сферы. Целесообразнее привлечь внимание соответствующих организаций к совместной деятельности, попытаться объединить ресурсы и усилия для эффективного библиотечно-информационного, культурно-досугового обслуживания местного сообщества. Партнёрами библиотеки могут стать и те же субъекты-конкуренты, но и другие организации социальной инфраструктуры МО.
Направления такого партнёрства в библиотечной практике многообразны. Давними и наиболее многочисленными партнёрами библиотек выступают организации образовательной сферы - учебные заведения разного уровня, учреждения дошкольного и внешкольного образования. В качестве объективного фактора тесного взаимодействия общедоступных библиотек с образовательными учреждениями называются принципы государственной политики (равно как и недостаточное финансирование), сближающие обе эти сферы, в частности, общедоступность образования и информации, свобода развития личности, приоритет общечеловеческих ценностей и др. Сотрудничать с образовательной сферой общедоступной МБ позволяют общие принципы, заложенные в основу Федерального Закона (ФЗ) «О библиотечном деле» и ФЗ «Об образовании» (1996). Первый из них определяет библиотечное дело как отрасль образовательной деятельности, а библиотеку как «информационное, культурное, образовательное учреждение» (ст.1). Второй - в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества выделяет направленность развития образовательной сферы, которая должна обеспечивать возможности для самоопределения и самореализации личности, укрепления и совершенствования правового государства. Роль общедоступных библиотек как учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, возросла и в связи с тем, что школьные библиотеки столкнулись с повышенными требованиями к их работе, в то время как большинство из них к этому не готовы: учебниками школьников они почти не обеспечивают, их устаревшие фонды не дают возможности подготовить качественный реферат или доклад.
Ведущим направлением муниципальной политики в области образования становится его информационное, научно-методическое обеспечение, создание местной системы информации и включённость в единую систему информации в области образования и культуры, в чём с полным основанием участвуют и муниципальные библиотеки, предоставляя гражданам всех возрастов и жизненных ориентаций доступ к информации, получению знаний независимо от ступени или формы обучения и образования. Поэтому библиотека вправе относиться к «учреждениям, осуществляющим образовательный процесс» (ФЗ «Об образовании», ст.12, п.4/9), а если говорить юридически конкретно - к муниципальным учреждениям дополнительного образования, основное предназначение которых - развитие мотивации личности взрослых и детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Свою деятельность в этом плане библиотека осуществляет, опираясь на нормы того же закона (ст.32, п.2/15).
С возникновением и распространением в России информационных центров, служб и подобных структур библиотеки начали осваивать пути взаимодействия с ними на паритетных началах в области создания и обмена информационными продуктами. Правовой основой создания в стране полноценного рыночно ориентированного информационного пространства является ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), согласно которому, библиотека является информационной системой (ст.2), а одно из главных направлений государственной информатизационной политики - формирование рынка информационных ресурсов и услуг (ст.3). Информация и информационные ресурсы (в виде документов, массивов документов и др.) выступают в качестве товара (ч.6, ст.6), то есть имеют эквивалентную товарную стоимость и могут быть объектами сделок. Предметом партнёрства библиотеки с субъектами информационного рынка могут быть: совместное создание информации, её размещение и предоставление, обмен информационными продуктами и др. Конечно, подобная форма сотрудничества на современном этапе не может осуществляться библиотекой или ЦБС с низким информационным потенциалом, без наличия необходимой техники, баз данных и т.п. Тем не менее, взаимодействие МБ с информационными структурами нельзя считать нереальной перспективой, поскольку, как показывает зарубежный опыт, востребованность библиотеки населением повышается с расширением спектра предоставляемой социально значимой информации. Следовательно, необходимо развивать информационную составляющую библиотечной деятельности и искать точки соприкосновения интересов библиотеки и информационных служб.
Одной из важнейших задач библиотек в «Манифесте РБА о публичной библиотеке» провозглашена «социальная защита малообеспеченных и слабозащищённых слоёв общества» (п.2.2). В развитие этой задачи МБ оказывают помощь в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации. Такого рода деятельность выделяет библиотеку как самостоятельный элемент системы социального обслуживания населения, который может выполнять роль связующего и координирующего звена, объединяя целый ряд элементов системы (геронтологических, реабилитационных и других подобных центров, служб, организаций). Поскольку в библиотеках существуют внестационарные формы обслуживания, в том числе, для лиц преклонного возраста или имеющих физические недостатки, это даёт основание для отнесения её к разряду учреждений, предоставляющих социальные услуги, тем самым, для включения библиотеки в муниципальную систему социальных служб, декларированную ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995). У библиотек есть реальная возможность воспользоваться преимуществами, предусмотренными для учреждений социального обслуживания, в частности, в области льготного налогообложения (ст.22, п.4). К сожалению, не все руководители библиотек осведомлены об этом.
В качестве партнёра видят библиотеку даже органы правопорядка, предметом сотрудничества с которыми является совместное участие в работе служб социокультурной реабилитации. Этот подход не расходится и с положением «Манифеста ЮНЕСКО о публичной библиотеке» (1994) об обслуживании лиц, находящихся в местах заключения. Хотя не все российские библиотекари считают данное положение актуальным и «отвечающим сегодняшним реалиям работы наших библиотек», в связи с чем оно не включено в «Манифест Российской Библиотечной Ассоциации о публичной библиотеке» (2003) (4, с.33). Тем не менее, подобный опыт работы уже имеется в российских библиотеках.
Нельзя не сказать и о том, что, пожалуй, самым главным партнёром, и даже более того - покровителем, опекуном библиотеки должен быть ОМС, сотрудничество с которым требует отдельного рассмотрения.
Установление деловых, творческих контактов возможно с разными субъектами социальной инфраструктуры МО. Успех этих начинаний зависит от активности самой библиотеки. И тогда создаются совместные творческие проекты для осуществления разнообразной культурно-просветительной деятельности в интересах населения обслуживаемой территории.