Аленькова С.В.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДРАЙЗИНГА

С каждым днем роль информации в жизни общества становится важнее и важнее. Поэтому в центре общественного внимания появилась новая индустрия информации. Она представляет собой комплекс предприятий и организаций, преобладающим продуктом которых являются информационные услуги. И, естественно, библиотеки, обладающие мощнейшими информационными ресурсами, являются одним из главных элементов этого комплекса.

Но несмотря на это библиотеки во всем мире относятся к неприбыльному сектору общественной структуры организаций, который в наибольшей мере нуждается в материальной поддержке других секторов.

В нашей стране эти учреждения финансируются государством, но при этом остро ощущается недостаток средств. Так что всем нам надо научиться самостоятельно изыскивать источники материальных поступлений. И это с каждым разом становится все необходимее, потому что цель существования библиотеки заключается не в том, чтобы выжить самим, а в том, чтобы делать что-то для других.

Наверное, и без привлеченных инвестиций библиотеки будут продолжать свое существование, но смогут ли без них оказывать качественные услуги и развиваться дальше, уверенно вступая в эру информационных технологий, это вряд ли.

Финансирование играет важнейшую роль в осуществлении любого проекта.

С учетом ситуации с бюджетным финансированием поиск альтернативных источников финансирования и аккумуляцией средств является актуальнейшей задачей.

Фондрайзинг - это привлечение финансовых средств на осуществление конкретной программы, систематическая и направленная деятельность организаций, включающая такие способы привлечения средств, как обращение за грантами, организация благотворительных мероприятий, сбор пожертвований и т.д.

Источники финансирования деятельности библиотек могут быть подразделены следующим образом:

В России понятие «фондрайзинг» в основном ассоциируется с обращением за поддержкой в различные фонды с целью получения финансирования проектов на осуществление или получение грантов. Понятие «Грант» определено в Федеральном Законе РФ от 23 августа 1996г № 127 «О науке и государственной поддержке гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований.

К сожалению, мы больше знакомы с разнообразными формами работы с западными организациями и мало знаем о российских фондах. А между тем именно они предлагают российским учреждениям культуры взаимовыгодные и интересные программы и проекты. Яркими представителями этих организаций являются некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Библиотечный благотворительный фонд, Московский общественный научный фонд, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Балтийский гуманитарный фонд. И каждый из них имеет в своем арсенале программы, представляющие для библиотек большой интерес.

Примером таких проектов может послужить программа некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» «Сельская библиотека», которая помимо комплектования включает в себя и повышение профессионального уровня сельского библиотекаря. Фонд содействовал созданию на базе 20 областных библиотек специальных тренинг - центров. Выиграв тендер Минкультуры России по комплектованию фондов библиотек Российской Федерации, находящихся в тяжелых социально-экономических условиях, по программе «Сельская библиотека они получили более полумиллиона книг на безвозмездной основе. Проект Московского общественного научного фонда «Межрегиональные исследования в общественных науках» представляет для библиотек интерес, так как одним из направлений этой программы является консолидация интеллектуальных отечественных ресурсов. Что уж тут говорить о библиотечном благотворительном фонде, когда целью его деятельности является оказание профессиональной и социальной помощи библиотекам и библиотечным работникам, содействие развитию библиотечной науки и осуществление материальной поддержки научно-исследовательских работ.

Но кроме этого нельзя забывать о том, что культура и искусство оказываются на одном из первых мест в приоритетах благотворительных взносов коммерческих структур. Так, например, 18 банков Северо-Западного региона России в 2002 г. поддержали 189 проектов в некоммерческой сфере.

С осознанием миссии фондрайзинга у библиотек появились новые потребности в разработке фондрайзинговых технологий, привлечения специалистов, работающих в этой сфере.

Главной задачей специалистов по фондрайзингу заключается в умении правильно сформулировать идею библиотеки, подчеркнуть ее уникальность, а для этого он должен обладать еще и специальными знаниями в области библиотечного дела, а также уметь правильно оформить и продвинуть идею. По данным фондов, восемь из десяти предложений отклоняются из-за неправильно составленной документации.

Фондрайзинг - это целый комплекс мер, предназначенных для обеспечения нормального функционирования организации, предполагающий анализ внешней и внутренней среды, оценку предстоящих затрат, поиск потенциальных доноров, выбор метода воздействия на доноров, конкретизацию ресурсов и каналов их поступления.

Поиски источников финансирования занимают достаточно много времени и предполагают приложение значительных усилий. Они связаны не только с консервативностью и инертностью менеджеров, работающих в области культуры, незнанием ими основ идеологии и технологии фондрайзинга, но и с объективными факторами, влияющими на эту деятельность.

К сожалению, одно из первых мест: среди этих факторов занимает политика российского государства, не всегда поддерживающая, а зачастую препятствующая развитию благотворительности в России. Российское законодательство о благотворительности до сих пор должным образом не развито - единственным специальным законом в области благотворительности является Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Более того, деятельность филантропов, меценатов и добровольцев в Российской Федерации вообще не имеет нормативно-правовой базы. В ряде субъектов Российской Федерации региональные законодательства о благотворительности не соответствуют Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", поддержка государством благотворительных организаций, филантропов, меценатов и добровольцев носит в основном декларативный характер, и не стала составной частью социальной политики государства.. Уровень экономических преференций, действующих для благотворителей и благотворительных организаций, недопустимо низок, что не способствует развитию социального партнерства и приводит к сворачиванию благотворительных инициатив. Во многом это касается бизнес-структур, которые являются основным источником донорских средств для культуры.

И все же, если вы решили, что обеспечить финансирование выполняемой вами работы наиболее целесообразно с помощью благотворительного фонда, не спешите написать заявку и послать ее в первый попавшийся фонд. Существует некоторая последовательность поиска, которая имеет определенную логику и поможет сэкономить ваши усилия.

Процесс поиска фондов можно разбить на два этапа:

  1. Составление первичного списка потенциальных фондов (крупное сито)
  2. Проведение глубокого исследования («мелкое сито») и работа с оставшимися фондами.

На основе этих исследований составляется список перспективных фондов, который становится вашей собственной базой данных по фондам, которую вы исследовали. Она представляет собой подробное описание каждого фонда, находящегося в списке.

После выбора подходящих организаций и фондов, необходимо выбрать форму обращения. Одной из наиболее распространенных и надежных форм обращения является письмо-запрос. При его составлении нужно всегда сверяться со специфическими требованиями фонда и соответствием вашего проектного предложения этим требованиям.

Если фонд положительно отреагировал на ваше обращение можно начинать работу над составлением заявки.

Это очень сложная и трудоемкая работа, потому что от того, как правильно она составлена, напрямую будет зависеть судьба вашего проекта. Заявка не должна быть перегружена специальными требованиями, аббревиатурой, и т.д., иметь четкую продуманную структуру, объем заявки должен соответствовать требованиям фонда, она должна быть хорошо оформлена, и иметь оптимистический настрой.

Взаимодействие с фондом после подачи заявки можно рассматривать с двух позиций.

  1. Если заявку поддержали
  2. Если заявку отклонили.

В первом случае после перечисления средств не забывайте отсылать все отчеты о проделанной работе и финансовые отчеты во-время, сохранять чеки на каждую покупку и вести журнал расходов, извещать фонд о любом крупном изменении в плане реализации проекта, рекламировать фонд и упоминать о его поддержке при каждом удобном случае, и если у вас остались неизрасходованные деньги вернуть их в фонд.

Если же вашу заявку не поддержали- это не повод для расстройства.

Во- первых, вы получили опыт работы в этой сфере деятельности, во-вторых, это открытие возможности нового поиска инвестиций с учетом старых ошибок под улучшенный проект.

Фондрайзинг является одним из основных компонентов деятельности некоммерческих организаций, так как финансирование их деятельности представляет серьезную задачу для многих из них.

Основной проблемой фондрайзинговых и спонсоринговых услуг заключается, в том, что такового у нас, его еще нет. Практически отсутствуют агентства, позиционирующие себя подобным образом.

Существует всего несколько вузов, где читаются соответствующие курсы. Не хватает специалистов. Отечественное законодательство тоже не слишком озабоченно выработкой существенных налоговых льгот для спонсоров или жертвователей. В этой сфере правит стихия, но в ней большой потенциал. Есть свободная ниша, в которой библиотека найдет свое место.

Профессиональный менеджмент может превратить малообеспеченную библиотеку в успешное предприятие.

Hosted by uCoz