Сергеева С.А.

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ

Организация процессов управления - одна из важнейших задач в деятельности вузовских библиотек. За последние годы изменился сложившийся стереотип отношений между библиотекой и университетом. Сохранить миссию библиотеки и не потерять читателей - сложная задача, требующая мобилизации как творческих, так и управленческих сил. Рациональное распределение обязанностей, обозначение меры ответственности каждого работника в библиотеке позволяет прогнозировать результаты. Модернизация российского образования, повлекшая за собой изменения в деятельности вузовских библиотек, заставляет их овладевать новыми методами управления. Руководитель библиотеки должен уметь работать в новых условиях хозяйствования, выделять управленческие приоритеты, ориентироваться в изменчивой социальной, библиотечной и образовательной реальности, владеть современными стратегиями управления, элементами маркетинга и корпоративной культуры, иметь четкую стратегию развития библиотеки.

Методы управления - это способы осуществления управленческих целенаправленных воздействий на персонал библиотеки для достижения целей управления.

Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые отличаются друг от друга способами воздействия на людей. Они находятся в постоянном развитии, взаимодействии.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Эти методы способствуют развитию всех структурных подразделений библиотеки с целью достижения основной цели вузовской библиотеки - улучшения качества информационно-библиотечного обслуживания пользователей. Административные методы активизируют коллектив библиотеки на решение конкретных задач управления, создают основу для функционирования всех других методов управления. Весь коллектив должен понимать, какие цели перед ним стоят и как их можно достичь.

Различают основные способы административного воздействия: организационные, распорядительные воздействия, дисциплинарные, материальные, административные ответственность и взыскания.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретной вузовской библиотеки. Основными документами, регламентирующими деятельность библиотеки, являются: «Правила пользования научной библиотекой Астраханского государственного технического университета», «Положения о научной библиотеке АГТУ», «Положения об отделе учебной литературы НБ АГТУ», «Положение о научно-библиографическом отделе » и положения о других отделах и секторах, входящих в структуру библиотеки, должностные инструкции и технологические инструкции на отдельные процессы и др.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, на выполнение многоаспектных задач, стоящих перед вузовскими библиотеками. К способам распорядительного воздействия относятся приказы, распоряжения, инструкции и др.

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства. В вузовских библиотеках используются материальные и нематериальные формы экономического стимулирования персонала библиотеки.

Анализ деятельности вузовских библиотек - один из эффективных методов управления, способствующий выявлению негативных моментов и внедрению передового библиотечного опыта отечественных и зарубежных библиотек. Анализ деятельности отделов и библиотеки в целом обсуждается на заседаниях методического совета библиотеки, производственных совещаниях с последующим протоколированием, указанием сроков и ответственных за исполнение принятых решений. Библиотеки должны непрерывно диагностировать эффективность деятельности всех своих подразделений, оценивать качество предоставляемых пользователям услуг путем проведения мониторинговых исследований. В постоянном фокусе внимания администрации библиотеки - анализ выполнения плана работы, совершенствование структуры, эффективность использования книжных фондов, контингент пользователей, кадровый состав библиотеки и др.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности персонала библиотеки. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Материальное стимулирование совершенствует ответственность сотрудников библиотеки за результаты труда, уменьшает текучесть кадров, способствует их профессиональной инициативе, обеспечивает заинтересованность подразделений библиотеки в повышении количественных и качественных показателей.

В библиотеке Астраханского государственного технического университета разработана система дополнительных денежных вознаграждений персонала библиотеки по результатам труда: доплаты, надбавки, премии, материальная помощь, дотации и компенсации.

Ежемесячно методический совет библиотеки распределяет надбавки и доплаты между сотрудниками библиотеки, при этом учитываются такие показатели как квалификация, образование, качество, эффективность труда, творческая активность и др. Для получения объективных данных о каждом работнике введена аттестация сотрудников.

К нематериальным формам экономического стимулирования кадров относятся: удобный режим труда, сокращенный рабочий день, удлиненный (дополнительный) отпуск и др. Коллективный договор университета устанавливает дополнительные социально-трудовые права и гарантии, улучшающие положение работников, в том числе и библиотекарей, по сравнению с действующим законодательством, повышает заинтересованность работников в эффективности и росте производительности труда: обучение детей сотрудников в университете полностью за счет университета, выделение беспроцентных ссуд, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска и др.

Социологические методы базируются на способах мотивации общественного воздействия на людей. Они играют важную роль в управлении персоналом библиотеки, позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию сотрудников библиотеки с конечными результатами труда, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира. Они играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Изучение микроклимата в коллективе является важной психологической проблемой, помогающей выявлять противоречия во взаимоотношениях « библиотекарь-пользователь ». Знание особенностей этих противоречий позволяет успешно решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе обслуживания. Библиотекарям нужно уметь устанавливать разносторонние отношения с читателями, организовывать коммуникативную деятельность для реализации целей и задач библиотеки.

Руководителю вузовской библиотеки важно овладеть разными методами управления и уметь их применять в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей коллектива и своих личных качеств. Однако, современные информационные технологии заставляют пересмотреть уже существующие в вузовских библиотеках методы управления. Используемая в университете структура коммуникаций позволяет перевести управление библиотекой вуза на совершенно новый технологический и управленческий уровень.

Бельмо с доставкой на https://www.ochkov.net/informaciya/bolezni-glaz/belmo.htm.
Hosted by uCoz