Рогова Н.В.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ БИБЛИОТЕКИ

Организация социальной среды библиотеки составляет важное направление менеджмента персонала.

В системе современного менеджмента процессы управления рассматриваются как явления, берущие свое начало от человека, его потребностей и целей. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, воздействия через мотивацию, то есть все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий. В связи с этим, менеджмент рассматривается как элемент культуры, системы ценностей и убеждений. Современный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения.

Социальные аспекты современного менеджмента органично соотносится с гуманистической направленностью библиотечной деятельности, что предполагает решение социальных проблем на основе научного менеджмента.

Важный объект управления персоналом библиотеки - развитие ее социальной среды.

Социальную среду образует, прежде всего, сам персонал библиотеки с его различиями по профессионально-квалификационным и демографическим признакам, а также социальная инфраструктура и все то, что определяет качество жизни библиотекарей, степень удовлетворения их личных потребностей. Современный руководитель владеет методикой совершенствования социальной структуры персонала, думает о повышении и общеобразовательного, и культурного уровня своих сотрудников.

Фактором развития социальной среды является улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечение безопасности работников. Опыт зарубежных и отечественных библиотек подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны труда приносят заметную отдачу. Эти проблемы принципиально важны для библиотеки, поскольку здесь работают в основном женщины. Средства, потраченные на дизайн библиотеки, благоустройство рабочего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах, окупаются с лихвой ростом качества библиотечного обслуживания.

В совокупность факторов развития социальной среды любой организации специалисты включают обеспечение социальной защиты сотрудников, которую составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовым соглашением. В системе мер социальной защиты различают прямые меры, осуществляемые органами государственного управления, профессиональными союзами, негосударственными объединениями. Предусматриваются гарантии по нормальной продолжительности рабочего времени, компенсации, оплачиваемые отпуска, выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендия на время профессиональной подготовки или повышения квалификации. Существуют также косвенные меры, осуществляемые самой библиотекой, организациями, гражданами в форме спонсорства, благотворительности. Как показывает практика, система социальной защиты придает каждому работнику уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

Суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал библиотеки, отражается в социально-психологическом климате. В его структуре взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к творческой работе, сотрудничеству, сплоченности.

Узловым пунктом социального развития любой организации выступает материальное вознаграждение труда. Оплата труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. Очевидно, в библиотечном деле - это одна из самых злободневных проблем. Крайне низкая оплата библиотечного труда стала «притчей во языцех». Условия, в которые поставлен библиотекарь, не позволяет ему использовать свой опыт и мастерство, в значительной степени повысить заработок. Связано это с сохранением сложившихся принципов оценки в рамках тарифной системы, ориентированной на средние стандарты, нормированностью квалификации, профессиональной типизацией.

Еще одну группу факторов социальной среды организации образует внерабочее время, что связанно с использованием досуга, устройством домашнего быта библиотекарей, выполнением ими семейных и общественных обязанностей. Здесь заключены значительные социальные резервы библиотеки, поэтому столь актуальными становятся проблемы продолжительности рабочего дня, передвижения на работу и обратно, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми. Традиционно заботы о доме и семье ложатся на плечи женщин, у них остается мало времени на досуг и развлечения. Следовательно, руководству библиотеки необходимо продумывать вопросы организации досуга. Несомненно, что величина, структура, содержание, культура использования свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие библиотекаря, его нравственные ценности.

Помимо условий непосредственной социальной среды на социальное развитие библиотеки воздействуют и более общие факторы, от которых в значительной, а нередко в решающей степени зависит эффективность работы, трудовой настрой поведение персонала. Это социальная политика государства, социально-экономическое и духовно-нравственное состояние общества.

Осуществление функций социального развития коллектива связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся влияния различных факторов, экспертизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оценкой экономической и социальной эффективности улучшений, достигнутых в социальной среде библиотеки.

Hosted by uCoz