Насонов В.М.

МОНИТОРИНГ КАК СФЕРА ВЛИЯНИЯ НА БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

В 1990-е гг. после распада СССР произошло резкое сокращение комплектования, кадровых ресурсов, отсутствие материально-технической базы привело к ухудшению качества обслуживания. Снизилась доступность информационных ресурсов. Фонды библиотек уменьшаются, ухудшается их качественный состав, снижается их научная ценность. Около 30-35% фондов морально устарели. Сокращается подписка на периодические издания и не приобретается библиотечная техника. Отсутствует поступление новых книг. Руководители библиотек используют пути самовыживания и ориентации на собственные локальные ресурсы и интересы. Крайне неблагоприятно воздействуют на общую библиотечную ситуацию в стране межотраслевая и межрегиональная диспропорция в уровнях библиотечного развития ведомств и субъектов Федерации, ослабляются возможности формирования единого библиотечного пространства России и совершенствования межбиблиотечного воздействия.

Существенное влияние на нейтрализацию негативных тенденций и стабилизацию библиотечного дела может оказать региональный библиотечный мониторинг. С его помощью можно изменить характер библиотечных процессов и явлений, систему государственной статистики, повысить темпы развития государственной и региональной библиотечной политики, так как библиотечная политика является одним из важных элементов системы управления.

Исследование библиотечных объектов эффективно, когда оно охватывает всю совокупность действующих факторов и позволяет наблюдать их действие в течение длительного периода. Мониторинговые исследования представляют собой систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в библиотечной сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней их изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов. Мониторинг является одним из инструментов разработки и реализации государственной и региональной библиотечной политики.

В задачи мониторинга не входит получение фундаментальных знаний о наблюдаемых явлениях и процессах. Наоборот, должны наблюдаться преимущественно те явления и процессы, о которых уже накоплены такие знания. Конечно, при этом совсем не исключается получение фундаментальных знаний, но все же, как побочных по отношению к решению основных задач.

По мнению Карташова Н.С., в организации регионального библиотечного мониторинга центральное место занимает вопрос о его структуре, т. е. о выборе наиболее важных направлений, на основе информации о которых органы управления мо обоснованные решения по определенному кругу вопросов библиотечного развития субъекта Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.

Можно выделить следующие структурные составляющие систем библиотечного мониторинга, соответствующие основным целевым подсистемам территориального библиотечного управления. Речь идет о подсистемах управления качеством библиотечного обслуживания населения, формированием и использованием библиотечного потенциала, межрегиональными и внутрирегиональными библиотечными связями и отношениями, инновационной деятельностью и др. Информационный фонд регионального библиотечного мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные о библиотечной ситуации, складывающейся на территории в основных подсистемах территориального управления и направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, веденные в статистические базы данных.

В связи с нестабильным положением в стране библиотечная политика в регионах очень изменчива. Важно периодически проводить анализ полученных исходных данных и сопоставлять результаты их оценок. Эти данные будут пополнять знания специалистов о библиотечном деле регионов России, с помощью которых можно повысить уровень регулирования их библиотечного развития.

Hosted by uCoz