Зайцева Л.Н.

ПЛАНЫ И ОТЧЕТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИМЕДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ БИБЛИОТЕКИ

Имидж библиотеки - это общественное восприятие библиотеки, которое складывается из опыта личного обращения в библиотеку, на основе сообщений и рекламы библиотеки в СМИ, слухов и т.д.

Менеджмент - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления (библиотекой) в условиях рыночной экономики с целью достижения наивысшей эффективности деятельности (библиотеки).

Как полагает библиотековед И.М. Суслова, управление библиотекой - деятельность по координации, текущему, перспективному и стратегическому планированию, организации контроля, мотивации для разработки целей библиотеки и способов их достижения.

Рассматривая управление в контексте формирования имиджа, мы исходим из двух взаимосвязанных положений: создание имиджа библиотеки - необходимый элемент управления и управленческий PR - необходимый компонент имиджевой политики библиотеки

Важнейший аспект управления - планирование работы библиотеки, процесс согласования и корреспондирования по срокам, ресурсам, объектам и субъектам намечаемых библиотекой мероприятий для достижения поставленных целей; составная часть системы планирования библиотечного дела. План пределяет проект образа действий, тактики, порядка, деятельности библиотеки , распределение ее ресурсов включая финансовую смету. Не менее важный компонет менеджмента (управления) - отчетность библиотеки, официальный свод сведений о результатах работы и состоянии библиотеки за год или др. отчетный период, представляемых ее учредителю, органам госстатистики, а также читательской общественности. Особенно важен годовой отчет. Основными целевыми аудиториями, на которые рассчитаны планово-отчетные документы библиотеки, являются: учредители, партнеры и пользователи, инвесторы, сотрудники библиотеки, СМИ.

Планы и отчеты формируют образ библиотеки и представляют ее индивидуальность и исключительность.

Основными направлениями формирования корпоративного имиджа являются следующие: - PR, реклама, фирменный стиль, корпоративная культура. Чтобы он получился положительным, ему необходимо придать следующие черты - оригинальность, четкость, адекватность и др.

Фирменный стиль библиотеки формируется с использованием опознавательных элементов (рисунок, эмблема, логотип) или визуальных средств (плакаты, униформа, оформленные корпоративной атрибутикой транспортные средства, техника, библиографические и другие издания, фирменные бланки, конверты и пр.)

Дизайн управленческих документов - зеркало фирменного стиля библиотеки.

Можно говорить об искусстве формирования и представления планов работы библиотеки.

Основные этапы текущего планирования на год следующие:

I этап (организационно-подготовительный)

II этап (разработка проектов планов работы)

III этап (согласования и утверждения планов)

IV этап (организация контроля выполнения и PR плана работы.)

Содержание первого этапа планирования:

Второй этап:

Третий этап - согласование и утверждение планов.

Во время четвертого этапа план работы библиотеки представляется в вышестоящую организацию, его копии в целях организации контроля исполнения направляются руководителям всех подразделений (филиалов). Осуществляется PR запланированной на год деятельности библиотеки во внешней среде.

Структура плана работы библиотеки (на примере РГБ):

Титульный лист

Как и план , годовой отчет можно рассматривать в качестве своеобразной «корпоративной визитки» библиотеки Несомненно, креативные формы и элементы отчета - важнейший фактор формирования имиджевого образа библиотеки.

В настоящее время годовые отчеты крупнейших библиотек мира доступны для ознакомления через Интернет ,укажем адреса некоторых из них :

Национальная библиотека Австралии: http://www.nla.gov.au/policy/annrep03/index.html; the British Library: http://www.bl.uk/about/annual/latest.html; Национальная библиотека Франции: www.bnf.fr/; Федеральное государственное учреждение «Российская государственная библиотека» http://www.rsl.ru; адрес Российской государственной библиотеки: e-mail: lzai@rsl.ru.

Hosted by uCoz