Степанов В.К.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В БИБЛИОТЕКАХ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Электронные (цифровые) ресурсы составляют документы, представленные в виде компьютерных файлов. К данному виду источников относятся как издания, представленные на компакт-дисках или дискетах, так и находящиеся в локальных сетях библиотек или на Интернет-сайтах, физический носитель в данном случае имеет второстепенное значение. Широкомасштабное проникновение электронных ресурсов в отечественные библиотеки относится к середине 1990 гг. В этот период в крупных библиотеках страны накопился достаточных парк персональных компьютеров, которые явились технологической базой для использования электронных изданий на компакт-дисках. В указанный период издания на CD-ROM играли факультативную роль, дополняя, а зачастую и дублируя традиционные печатные издания. Лишь со временем преимущества электронных ресурсов стали выявляться все более отчетливо. Компакт-диски имели серьезное преимущество перед печатными изданиями по удобству поиска информации и компактности хранения данных. Но их ключевое преимущество состояло в наличии мультимедийных объектов. Это достоинство наиболее ярко проявилось в электронных энциклопедиях, которые наряду с текстами и иллюстрациями стали содержать аудио- и видеофрагменты, трехмерные объекты, анимации, мультимедийные панорамы и интерактивные таблицы. Все это придавало электронным изданиям на CD-ROM новые потребительские качества, которые превосходили печатные аналоги. С момента начала использования CD-ROM, библиотеки стали держателями не только преимущественно текстовой информации, но также владельцами огромного разнообразия мультимедийных данных.

В начале 2000 гг. в мире компакт-дисков произошел очередной качественный скачек: CD-ROM стали заменяться на DVD-ROM. Главная причина внедрения нового стандарта заключалась в повышении емкости хранимой информации, которая возрастала со стандартных 650-700 МГб до 4,7 и даже 9,6 Гб. До сих пор многие библиотеки не отреагировали на это технологическое изменение и не позаботились о приобретении устройств для чтения DVD, что в значительной степени сузило их возможности и уровень комфорта для читателей.

Со временем число компакт-дисков в фондах библиотек достигло значительного числа и постепенно они превратились в неотъемлемую составную часть фонда, потеснив печатные издания, прежде всего, энциклопедического и справочного характера. Библиотеки быстро оценили преимущества использования электронных изданий на CD и DVD, однако выявились и некоторые проблемы. Они были связаны с системой выдачи и проблемой сохранности данных изданий. При возврате в библиотеку компакт-дисков, бывших в употреблении читателя, усложняется контроль их целостности, который можно осуществить, лишь установив и запустив сам программный продукт, что весьма затратно по времени.

Применение изданий на CD и DVD само по себе не привело к серьезным “идеологическим” изменениям библиотечной практики. Методы работы с компакт-дисками фактически повторяли методы работы с бумажными документами: их также требовалось комплектовать, описывать, хранить и выдавать и принимать обратно. Так же, как и печатные документы, издания на компакт-дисках быстро устаревают, что вынуждает библиотеки постоянно приобретать обновленные версии электронных изданий.

Следующим этапом эволюции электронных ресурсов стало создание программных продуктов для локальных компьютерных сетей. Данные источники устанавливались на сервер библиотеки, а доступ к ним осуществлялся с рабочих станций, находящихся в пределах библиотечного здания. Типичными примерами подобных продуктов, получивших широкое распространение в российских библиотеках, являются правовые полнотекстовые базы данных “Гарант”, “Кодекс” или “Консультант Плюс”. Их использование в корне изменило сами понятия выдачи документа читателям и обеспечения сохранности материалов. И то, и другое стало обеспечиваться аппаратно-программными средствами. При достаточном числе рабочих станций ресурс никогда не бывает занят, а его актуализация регулярно осуществляется за счет обновлений, устанавливаемых на сервер библиотеки компаниями-производителями. Оплата же производится в зависимости от срока подписки на ресурс - по прямой аналогии с печатными периодическими изданиями. Сетевой локальный электронный продукт доступен лишь в пределах библиотеки, а находящийся на библиотечном сервере информационный массив остается в библиотеке вне зависимости от продления или прекращения подписки. Пожалуй, единственной проблемой, возникающей с локальными сетевыми ресурсами является трудность их библиографического описания и, следовательно, отражения в СБА. Формально не существует привычного библиотекарям дискретного носителя, на котором они представлены, а наполнение данных продуктов постоянно изменяется за счет проводимой актуализации.

Третьим этапом использования электронных ресурсов в библиотеках является организация подписки на пользование находящимися в Интернет цифровыми информационными массивами. Именно этот вид ресурсов стремительно развивается на глазах нынешнего поколения библиотечных работников, постепенно осознающих глобальность изменений, которые привносит в библиотечную практику использование внешних цифровых источников. Без гигантских полнотекстовых массивов Dialog, LEXIS-NEXIS, ScienceDirect, EBSCO, ProQuest, EastView или “Интегрум-Техно”, мультимедийных энциклопедических изданий Britannica, Encarta, “Рубрикон” или “Кирилл и Мефодий” уже трудно, если вообще возможно, представить себе современную библиотеку. Внешние цифровые ресурсы составляют значительную и все более увеличивающуюся долю фонда библиотек. В университетских библиотеках технологически развитых стран мира уже сегодня затраты на электронную подписку в общем бюджете на комплектование значительно превышают расходы на приобретение бумажных изданий. При достижении своеобразной “критической технологической массы”, выражающейся в обеспечении устойчивого доступа к Интернет в пределах библиотеки или всего обслуживаемого учреждения (например, университета), переход на использование удаленных ресурсов приобретает лавинообразный характер. Причина этого в несомненных преимуществах профессиональных цифровых баз данных, предлагающих огромное число источников, большую глубину содержания и немыслимые для традиционных изданий возможности поиска информации. Немаловажное значение имеет и то, что для самих библиотек подписка на удаленные цифровые ресурсы фактически означает снятие с себя привычных забот, связанных с комплектованием, обработкой, обеспечением сохранности и выдачей литературы - все эти процессы реализуются автоматически и вне библиотеки. Ликвидация или значительное сокращение этих процессов само по себе изменяет суть работы библиотеки, кардинально трансформируя подходы к ее организационно-функциональной структуре, использованию площадей, системе финансирования и т.д.

Естественно, что ориентация на внешние цифровые ресурсы также не свободна от недостатков, главный из которых заключается в том, что библиотеки перестают быть держателями фонда, превращаясь в некую разновидность “арендаторов”, которые временно заимствуют информационные массивы. Прекращение подписки фактически означает исчезновение в одночасье весомой части фонда. Библиотеки становятся заложниками подобной практики, так как через какое-то время, отказавшись от приобретения бумажных носителей в пользу электронных, будут вынуждены платить любую цену за подписку, дабы просто сохранить способность выполнять свои изначальные задачи.

Дальнейшая эволюция электронных ресурсов в библиотеках видится в реализации полномасштабного доступа читателей к удаленным информационным ресурсам через библиотечный сайт. Специализированное программное обеспечение уже сейчас дает возможность читателю зайти на сайт библиотеки, произвести авторизацию и получить доступ к удаленному электронному ресурсу, на который данная библиотека имеет подписку. Повсеместная реализация данной технологии на практике приведет к тому, что гигантские массивы информации станут доступны в любое время суток всем читателям библиотеки, независимо от того, находятся ли они физически в библиотеке или вне ее пределов. Несомненно, что к удаленным электронным фондам постепенно "подтянутся" соответствующие библиотечные службы, прежде всего, удаленное консультирование читателей. Сама библиотека в этом случае в значительной мере утратит привычные осязаемые черты и вместе с тем обретет другие свойства, необходимые для ее выживания и развития в качественно ином цифровом обществе, на новом этапе эволюции человечества.

Hosted by uCoz