Адрианова Н.Е.
СИНХРОННОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ СПРАВОЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Новые информационные технологии повлияли на информационно-библиографическую деятельность библиотек, появилась такая услуга как виртуальная справочная служба. Виртуальная справочная служба позволяет библиографу и читателю общаться друг с другом через Интернет по электронной почте (асинхронное обслуживание), или в режиме чата (синхронное обслуживание). Ниже будет рассмотрен вариант синхронного обслуживания.
Справочное обслуживание в режиме чата позволяет читателю и библиографу обмениваться короткими письменными посланиями в режиме реального времени.
Преимущество использования текстовых чатов: общение “в живую”; пользоваться чатом довольно легко; программное обеспечение не очень дорого, (например, AOL Instant Messenger можно получить бесплатно); пользователь и библиограф могут обмениваться серией коротких сообщений для того, чтобы точнее понять вопрос; удобен для читателей с ограниченными возможностями; у пользователя есть возможность сохранить транскрипт чата; возможность использования шаблонов (стандартных словосочетаний), например: “добро пожаловать в нашу справочную службу, с вами говорит…”, “подождите”, “оставайтесь на линии, библиограф будет с вами через несколько мгновений”, “я ищу вам информацию”, “благодарим за обращение к нашей службе, до свидания” - позволяет значительно экономить время библиографу, в то время как он ищет ответ на запрос.
Недостатки текстовых чатов: можно обмениваться ссылками на страницы с нужной информацией, но нельзя их посмотреть сразу; на получение ответа требуется больше времени, чем при голосовом общении - у читателя может не хватить терпения его дождаться; невозможно ответить на сложные запросы, требующие углубленного библиографического поиска; нельзя обмениваться pdf файлами, картинками.
Широкое распространение чатов зависит от степени развития Интернета, качества связи, материально-технической базы библиотек, используемого программного обеспечения.