Калужская Ю.А.

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Социологическое изучение чтения в России началось с исследований земских статистиков. Среди них наиболее известен А.С. Пругавин, который в 1887 г. составил единую "Программу для собирания сведений о том, что читает народ и как он относится к школе и книге". Это был объемный труд, состоящий из пяти разделов, 80 параграфов и 240 вопросов. Исследования продолжались несколько лет и через земские управы охватили практически всю Россию. Итоги неоднократно публиковались. В то же время появились первые детские библиотеки, что подстегнуло научный интерес педагогов, психологов, библиотекарей к детскому и юношескому чтению. Среди исследователей чтения на рубеже веков выделяется Н.А. Рубакин (1862-1946) - основатель социологии и психологии чтения. Изучением читателя, в частности, юного занимались и такие известные просветители, как Н.В. Чехов (1868-1947), А.М. Калмыкова (1856-1926), А.У. Зеленко (1871-1953), А.К. Покровская (1878-1972).

До революции 1917 г. были сделаны лишь небольшие пробные шаги в социологическом изучении детского и юношеского чтения. В 20-е гг. социолого-педагогические исследования приобрели широкий, общегосударственный размах. Под руководством Наркомпроса РСФСР эту работу вели подведомственные ему научно-исследовательские институты, в их числе и созданный в Москве в 1920 г. Научно-исследовательский институт детского чтения, который, в числе прочих направлений, занимался и социолого-педагогическими обследованиями детской и юношеской читательской среды. Институт функционировал в сложные годы становления советского государства и просуществовал до 1933 г., не раз подвергаясь реорганизации. В числе работ института: "Влияние на детей улицы большого города" (1922) А.К. Покровской, "Литературные вкусы беспризорных" (1924) Т.А. Григорьевой, "Что виляет на детские книжные запросы" (1928), "Какие элементы литературного произведения выделяются детьми (К проблеме "Чем воздействует книга на ребенка?") (1929) П.А. Рубцовой и др.

Следует иметь в виду, что сотрудники Института детского чтения проводили исследования, привлекая к своей деятельности педагогов, психологов, библиотекарей, а также сотрудников других научно-исследовательских институтов, таких, как институт Игры, клубной работы, эстетического воспитания.

Методы исследования педагогических проблем, в том числе и связанных с чтением, включали в себя несколько наиболее распространенных приемов. Выбор того или иного из них зависел от поставленных перед исследователями задач. Самостоятельный комплекс составляла большая группа методов изучения читательских интересов: анализ читательских запросов, систематизация формуляров, записи выступления участников детских читательских конференций и т.п. В результате ученые имели дело с источниками нескольких типов: анкетами, сочинениями, записками, развернутыми протоколами бесед и наблюдений и т.д.

Сотрудники Института детского чтения в процессе своей деятельности использовали богатый опыт дореволюционных предшественников, что выразилось в достаточно глубокой разработке методического инструментария. Также использовалось значительное число концепций, наработанных смежными областями гуманитарного знания: педагогикой, педологией, психологией, социологией.

Особый интерес представляет анкетное обследование детских библиотек СССР, осуществленное Отделом детского чтения ИМВР в 1926 - 1927 гг. Был получен разнообразный материал, свидетельствующий о бедственном положении детских библиотек. Но несмотря на сложные условия 20-х гг. библиотечная работа с детьми окончательно выделилась как самостоятельное направление библиотечной деятельности.

В 1931 г. постановлением ВКП(б) был объявлен запрет на анкетирование. С этого момента социологические исследования, в том числе связанные с чтением, почти прекращаются. Возрождение социологического интереса к культуре чтения подрастающего поколения наметилось лишь в 60-е и 70-е гг. ХХ в.

Hosted by uCoz