Иванова Г.А.

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Еще совсем недавно - в 1960-1980-е гг. - исследователи отмечали высокую активность чтения подрастающего поколения. В ряду ежедневных занятий детей и подростков ему принадлежала ведущая роль. По данным исследования “Книга и чтение в жизни небольших городов” в реальном чтении учащихся 2-4-х классов было 675 названий книг 464 авторов, в чтении учащихся 5-7-х классов - 1273 названия 822 авторов. Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что юное поколение россиян испытывало большую потребность в книге и активно приобщалось к миру книжной культуры.

В современных условиях социокультурной ситуации, информатизации общества ситуация в области детского и подросткового чтения значительно изменяется. Возрастающая роль медиасреды в жизни юного поколения изменила отношение к чтению. Сегодня чтение детей - это не только печатные издания: книги, журналы, газеты, но и экраны компьютеров. Сильно влияет на чтение подростков экранная культура, в значительной степени определяющая их читательские предпочтения. Чтение стало преимущественно деловым и выполняет информационную функцию. Снижается интерес к художественной литературе, что является причиной недостаточного нравственного, эстетического развития растущего человека, гиперактивной его практичности, эмоционально-эстетической инфантильности. Да и качество чтения и восприятия литературных произведений детьми и подростками изменилось и, как следствие, упала культура общения, падает грамотность. Исследователи отмечают, что книга “не уходит”, преимущественно она остается в качестве источника информации. Удовольствие же юные в большей мере получают от компьютерных игр и журналов. Особый интерес у них вызывают компьютерные игры и Интернет.

Однако компьютеризация и телевидение не способны заменить книгу в духовной жизни юного поколения. Это хорошо понимают специалисты как в нашей стране, так и за рубежом, где уже широко разрабатываются программы в поддержку чтения.

Меры по поддержке детского чтения предприняты и в нашей стране. Сотрудники РГДБ на основе материалов исследования подготовили предложения к национальной программе чтения. В этом документе совершенно правильно отмечена недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны. Действительно, в последние годы проводились лишь отдельные локальные исследования, которые не дают целостную картину чтения юного поколения. Некоторые исследователи склонны утверждать, что Россия уже не является самой читающей страной в мире. Однако никто такого сравнительного исследования не проводил. Может быть в других странах еще хуже обстоят дела с чтением, чем в нашей стране?

В Концепции национальной программы “Чтение”, принятой в 2001 г. Всероссийским конгрессом в поддержку чтения, заявлено, что проблемы чтения в новом тысячелетии встали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности. Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста, воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности и информационной культуры. Важно дать юным ориентиры для активизации читательской деятельности и совершенствования в дальнейшей жизни. В связи с этим исследования, посвященные изучению проблем детского и подросткового чтения, представляются своевременными, теоретически и практически значимыми.

Такие исследования в нашей стране проводятся в течение многих десятилетий. Большой вклад в разработку проблем детского чтения внесли кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством вузов культуры. В исследованиях Ф.И. Сетина, Т.Д. Полозовой, И.В. Иноземцева, В.А. Воронец, И.С. Чернявской, Н.Н. Орловой, Н.К. Мещеряковой, Т.И. Михалевой, Е.Ф. Рыбиной и др., проведенных в МГУКИ, рассматриваются проблемы организации и содержания детского чтения, анализируются воспитательные и образовательные возможности литературы разных видов и жанров, библиографии литературы для детей; показаны пути воспитания интереса и потребности систематического чтения, раскрыты методы работы библиотек с юными читателями и дана их характеристика. Эти проблемы нашли отражение в учебной литературе, в сборниках научных трудов преподавателей, а также в профессиональной печати.

Следует отметить глубокий исследовательский интерес к вопросам детской литературы и детского чтения коллектива кафедры СПГУКИ. Научно-методическая деятельность данного коллектива, так же как и ученых МГУКИ, более подробно раскрывается в монографии автора данной статьи “Школьный библиотекарь: становление профессии” (М.: Школьная библиотека, 2004).

Остановлюсь на исследованиях последних лет, в которых продолжаются поиски научного решения проблемы детского и подросткового чтения. Особо отмечу исследования И.И. Тихомировой, в течение многих лет занимающейся проблемами психологии чтения. Совсем недавно изданы ее книги: “Школа творческого чтения: Методическое пособие” (2003 г.) и “Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей” (2004 г.), в которых автор сделала акцент на практическом применении научных знаний, в том числе для создания у самих детей положительного образа чтения, что очень важно в современных условиях. Книги И.И. Тихомировой чрезвычайно полезны для реализации программ развивающего чтения детей.

В разных странах мира ученые заняты разработкой современных научных концепций повышения роли чтения в жизни юного поколения, ищут технологии, методики активизации интереса к произведениям высокого искусства. Теоретические проблемы и практические аспекты деятельности библиотек разных стран в данном направлении рассматриваются автором данной статьи и В.П. Чудиновой в учебном пособии “Библиотечная работа с детьми за рубежом” (1999 г.). В пособии отражены новейшие проблемы, стоящие перед зарубежными специалистами, - развитие у юных интереса к чтению в условиях экспансии “экранной культуры”, формирование информационной грамотности, обеспечение доступа к источникам информации, использование Интернета и др.

Социально-педагогические аспекты современных отечественных и зарубежных научных теорий и концепций активизации чтения детьми мировой классики явились предметом исследования А.Э. Лебедевой. В диссертационном исследовании “Приобщение детей к чтению классики как международная социальная и педагогическая проблема” (1999 г.) выявлены и определены конкретные причины снижения интереса к чтению классики и показаны пути их преодоления; представлен эстетико-функциональный анализ классической художественной литературы, помогающий приблизить классическую литературу к современным жизненным интересам детей.

Проблемы приобщения детей и подростков к произведениям высокого искусства, формирование их творческими читателями находятся в центре внимания многих современных исследователей. Так, Е.О. Самохина в диссертации “Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника-читателя библиотеки” обосновала методику развития творческой личности на основе принципа искусств, показала зависимось успеха работы библиотекаря по развитию литературно-творческих способностей от планомерных и целенаправленных занятий с детьми в данном направлении. Авторскую экспериментально проверенную систему работы с детьми представила Н.С. Егорова в диссертации “Принципы педагогики сотворчества в работе библиотеки по воспитанию способности творческого чтения у младших школьников”. Предметом исследования Е.В. Полевиной явилось эстетическое развитие детей средствами иллюстрации детской книги. Материалы исследования отражены в книге “Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми” (2003 г.).

Исследователи обосновывают различные подходы к воспитанию детей как читателей. Л.И. Орлова в диссертации “Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями” (2004 г.) раскрыла смысл, функции, назначение выразительного чтения как педагогического метода, следование которому повышает действенность чтения художественной литературы, умножает силу ее влияния на читателя.

Приведенный перечень исследований показывает, что в основном они рассматривают проблемы воспитания читателей дошкольного или младшего школьного возраста. Необходимы исследования, рассматривающие вопросы чтения подростков, старшеклассников. В связи со стремительным развитием мирового виртуального пространства эта категория читателей стремится удовлетворять свои познавательные потребности с помощью экранов компьютеров, используя Интернет. Существуют различные точки зрения относительно этого вида медиа для развития личности, в том числе и для становления подростков творческими читателями. Исследование этой проблемы - актуальная задача времени.

В связи с внедрением новых информационных технологий деятельность многих библиотек приобретает инновационный характер. Поэтому важно проанализировать современный опыт организации чтения, влияние медиасреды на процессы чтения, обосновать эффективность предлагаемых условий, форм и методов в детских и школьных библиотеках. Следует выявить подготовленность библиотекарей к работе с читателями в новых условиях; обосновать коррективы, которые следует внести в профессиональную подготовку кадров. Заслуживают внимания и такие аспекты исследований, как формирование информационной культуры и культуры чтения у детей, подростков и старшеклассников; подготовка родителей к руководству чтением детей.

Назрела острая необходимость координации различных организаций, причастных к обеспечению, поддержке, стимулированию и изучению детского чтения. В 20-30-е гг. ХХ в. эти функции успешно осуществлял Институт детского чтения. Такие институты имеются во многих странах мира. Следовало бы и в нашей стране восстановить Институт, который стал бы центром исследования проблем детской литературы и детского чтения. Институт вполне мог бы быть сформирован в структуре МГУКИ, где имеются для этого соответствующие условия.

Hosted by uCoz