Голубева Е.И.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Многообразие видов информации и типов носителей, постоянно растущий объём информационных ресурсов, с одной стороны, и необходимость ориентироваться в мире информации, не теряться перед ускоряющимся её обновлением в любой сфере, с другой, - требуют серьёзных навыков поиска, оценки-отбора, переработки, хранения и использования разного рода информации. Как помочь школьникам подготовиться к жизни в современном информационном обществе?

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Но этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках. Организация такой систематической практики школьников должна быть налажена объединёнными усилиями школы и библиотеки. Эффективнее всего работа по совместным программам. Согласование учебных заданий и ресурсных возможностей их выполнения, распределение сил (между библиотекой и школой) для проведения занятий со школьниками, разработка критериев определения уровня сформированности информационной культуры, общих требований к школьникам - всё это должно быть отражено в программе. В библиотечных учреждениях профессионалы обеспечат индивидуальное консультирование с целью отработки навыков информационного самообеспечения, в первую очередь, их учебной деятельности.

Источники, содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, дают возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий. Библиотека - единственное не ангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся через имеющиеся у неё материалы различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. Для пользователей это чрезвычайно важное условие формирования критического мышления, критериев отбора информации, обоснования самостоятельных суждений.

В современных условиях небывалого возрастания информационного потока грамотный специалист особенно ценит профессионально выполненную систематизацию источников, классификацию по ясным критериям, не рекламное представление информации, и в том числе, информации второго уровня. И, конечно, профессиональную помощь в работе с ней.

В работе каждой детской библиотеки одно из основных направлений - это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поискового аппарата, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации - всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом. В последние годы большинство детских библиотек проводят систематические циклы библиотечно-библиографических занятий (лектории, школы, библиотечные лицеи, курсы). Особенно эффективна эта деятельность там, где теснее связи и сотрудничество с органами и учреждениями образования.

Например, в Свердловской области в качестве регионального компонента образования выбрано направление "Формирование информационной культуры личности". Исходя из многолетнего опыта сотрудничества, разработка соответствующей программы была поручена Свердловской областной библиотеке для детей и юношества. Библиотечная часть программы получила название "Информационный лидер". Главная цель - не только вооружить учащихся знаниями и умениями по работе с информацией, но и сформировать информационное мировоззрение. В успешной реализации программы важную роль играет система малых библиографических пособий. Национальная детская библиотека Республики Коми реализует свою программу "Основы информационной культуры школьников" с учетом возрастных особенностей детей и подростков, образовательных стандартов, национально-регионального компонента.

И в этой работе детские библиотеки используют различные формы: традиционные библиотечные уроки, книжные выставки, плакаты с правилами пользования каталогами, альбомы-путеводители по библиотеке, циклы индивидуальных, групповых бесед о приемах работы с книгой, обзоры литературы по вопросам культуры чтения, тематические вечера, устные журналы. Также и комплексные формы: библиографические игры, конкурсы, КВН; дни библиографии, пособий. Добавляются занятия по компьютерной грамотности, работе в сетях.

Некоторые детские библиотеки взяли на себя и задачу помощи читателям в приобретении компьютерной грамотности, умения разыскивать нужную информацию в Интернете.

Кировская областная детская библиотека использует новую для библиотек форму проведения занятия - проектную, что позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность. Волгоградская областная детская библиотека решает задачу формирования информационно-образовательной среды детской библиотеки.

В Центральной детско-юношеской библиотеке г. Серпухова Московской области в ответ на возникновение новых читательских запросов появились библиографические картотеки "Набат тревоги нашей" (экология), "Семейный совет", "Новые слова и значения: оперативный словарь". Все картотеки доступны читателям, красочны, информативны, активно используются читателями.

Подобные программы, а также формы их реализации во многих случаях основываются на результатах не только эмпирических наблюдений, но и специально предпринятых мини-исследований. Многие из них посвящены проблемам изучения пользователя (Татарская РДБ, Чувашская РБДиЮ, Ставропольская КДБ им. Екимцева, Рязанская ОДБ, Сахалинская ОДБ, Свердловская ОБДиЮ). Интересны отдельные аспекты этого вопроса. Например, "Читающий ребёнок на селе" (Карельская РДБ, Калининградская, Липецкая, Рязанская ОДБ). Библиотекари Карельской РДБ решили поглубже разобраться в гендерных читательских характеристиках ("Роль книги и библиотеки в жизни мальчика-подростка").

Предметом исследования становятся и отдельные факторы, влияющие на читательское развитие детей, например, семейные традиции (Коми НДБ, Чувашская РБДиЮ, Волгоградской ОДБ, Костромской ОДБ, Калининградской ОДБ им. А. Гайдара) или раннее обучение чтению (Самарская ОДБ).

Одним из таких факторов можно считать и развитую информационную культуру пользователя библиотеки. Правда, особенность её как фактора, в том, что она является одновременно и условием приобретения, и производным читательского опыта, и признаком читательского развития. Изучение уровней информационной культуры осложняется тем, что в настоящее время нет общепринятых критериев оценки. Тем не менее, некоторые библиотеки отваживаются проводить исследования. Например, "Информационная культура пользователей библиотеки" (Тамбовская ОДБ).

В последнее десятилетие деятельность библиотек по формированию библиотечно-библиографической культуры приобрела новое качество. Она переосмыслена в контексте актуальных проблем. И в настоящее время осознана и всё чаще практически реализуется уже как формирование информационной культуры. Причём само понятие культуры трактуется не только в плане методики и технологии, но и потребностей, мотивов деятельности пользователей.

Но, конечно, как ни велика роль библиотек в решении задачи формирования грамотных пользователей информационных ресурсов в самых разных областях деятельности, включая повседневную нашу жизнь, только её усилий на этом мало возделанном поле недостаточно.

В учебных учреждениях, обеспечивающих среднее образование, различными способами решаются задачи подготовки школьников в области взаимодействия с информацией. Есть опыт введения в сетку учебных часов уже в начальных классах предмета "Учись учиться" (негосударственная школа "Надежда" в Северо-Восточном округе г. Москвы). В школе № 37 г. Ленинска-Кузнецкого кроме занятий по библиотечно-библиографической культуре введён новый курс для 5-6-х классов "Основы информационной культуры школьника". В школе № 1161 г. Москвы для старшеклассников введён элективный курс "Основы взаимодействия с информацией".

В г. Первоуральске (Свердловская область) органами образования утверждена совместная программа для муниципальных и школьных библиотек по формированию информационной культуры детей и подростков. Она рассчитана на учащихся с 1 по 11 класс и предусматривает обучение работе как с традиционными, так и с новыми носителями информации.

Если же говорить о концептуальных представлениях в этой области, то на сегодняшний момент имеет смысл проанализировать, как отражены основные понятия информационной культуры в государственном стандарте образования. Стандарт утверждён в марте 2004 г. В нём описаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основного общего образования и уровень подготовки выпускников образовательных учреждений. В различных разделах документа: в Пояснительной записке, в перечислении целей и задач преподавания того или иного предмета в школе, в описании требований к выпускникам - называются характеристики, которые с полным правом можно отнести к области информационной культуры современного человека.

На всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы: личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Итак, принципиально важно рассматривать уровень развития читательской культуры как фактор реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации. Для решения проблем подготовки школьников к жизни в условиях информационного общества требуется системный подход. Непременными составляющими конструктивных решений должны быть:

Hosted by uCoz