Барейчева Р.М.

ИЗДАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Социальное, нравственное, патриотическое воспитание детей необходимо закладывать с самого раннего возраста и начинать с понятий близких, доступных, родных - дом, улица, город или село, где он родился, страна и т.д. Краеведческую информацию несут разнообразные источники, среди которых важную роль играет краеведческая литература. Произведения печати имеют большое значение в изучении родного края, они позволяют узнать интересные сведения о прошлом, настоящем края, его людях, событиях, животном и растительном мире, ископаемых, реках, озерах, закрепить и расширить знания, полученные на экскурсиях, в музеях и т.д. От того, что читают наши дети, зависит их будущее, развитие общества в целом и в частности края, в котором они живут.

Изменения в общественной, политической жизни конца ХХ в. привели к формированию национального самосознания народа, вызвали интерес к Родине ("большой" и "малой"), её истории, культуре и т.д. Краеведческая работа была провозглашена одним из приоритетных направлений деятельности государственных библиотек регионального уровня. При этом в 80-е гг. наблюдается снижение удельного веса краеведческих изданий в общем объеме выпускаемой продукции. Так, с 1983 по 1987 гг. издательствами страны было выпущено всего чуть более 500 названий краеведческих изданий общим тиражом свыше 10 млн экз. Из них в центральных издательствах вышло 108 наименований полуторамиллионным тиражом, основная же доля выпуска книг по краеведению приходилась на республиканские и областные издательства.

В условиях детских библиотек ресурсная политика осложняется недостаточностью краеведческой литературы, адресованной детям. В то же время многогранность читательских запросов подростков, а также детей в целом, связанных с краеведением, и универсальность самого краеведения, разнообразие литературы по типам, видам издания, жанрам, содержанию требуют от библиотекаря компетентности в преподнесении краеведческих знаний через раскрытие книжного фонда перед читателями.

Статистика по Татарскому книжному издательству за 1990 г. показывает, что им издано всего 246 книг и брошюр. Однако, как показало наше исследование, из них для подростков только 9 названий краеведческой тематики (8 - художественных, 1 - научно-познавательная).

Подобная ситуация характерна не только для РТ. Специалисты разных регионов России, обеспокоенные неблагополучным положением в издании краеведческой литературы, вынуждены были обратиться с открытым письмом в журнал "Библиотекарь".

Нами был проанализирован поток литературы для подростков, содержанием связанный с Республикой Татарстан. Для этого были изучены разделы "Книжной летописи" РТ и "Республика в печати других республик" в "Летописи печати Республики Татарстан" с 1980 по 1999 гг.

За исследуемый период для подростков издано 242 книги краеведческого содержания. При этом львиная доля всех книг краеведческого содержания за период с 1980 по 1999 гг. издана в Татарском книжном издательстве - 86%, всего лишь 0,8% - в издательстве "Детская литература" (Москва), 2,5% приходится на другие регионы России и страны ближнего зарубежья (Уфа, Саратов, Алматы), т.е. за пределами РТ издано 8 наименований художественных книг, связанных с Татарстаном. Такой разброс мест издания наблюдается с 1991 г., когда Татарстан взял курс на суверенитет. Для этого времени характерен бурный интерес к национальным вопросам, истории края, его культуре, современности. Возросла востребованность краеведческой литературы и за пределами РТ, в местах компактного проживания татар и не только. Богатая культура татарского народа стала достоянием широких слоев общества. Прежде всего это публикации, посвященные литературе и творчеству отдельных писателей края.

В этот период появляются и новые издательства в самом Татарстане, которые также издают литературу для детей, в том числе о крае. Это такие издательства, как "Магариф", "Заман", "Шифа" и др. в столице, а также Газетно-книжное издательство АО "КамАЗ" в Набережных Челнах. На их долю приходится 10,7% изданий (26 наименований). Из них 73,1% (19 книг) издано на языке титульной нации.

Нужно отметить, что за изучаемый период 81,8% всей краеведческой литературы издано на татарском языке. По одному изданию опубликовано параллельно на русском и татарском, русском и английском языках. Одно издание опубликовано на башкирском и два на казахском языках.

Тиражи русскоязычных изданий в Татарстане достаточно высоки по сравнению с публикациями на языке коренного населения. В основном это тираж до 50 000 экз. (34,1%), хотя достаточно активно издается литература и тиражом до 3000 и 100000 (по 18,2%), в то же время есть издания тиражом до 10000 экз. (20,5%).

Объем тиража на языке титульной нации достигает чуть выше 15000 экз. (10,1%), но преимущественно издается тиражом до 10000 экз. (31,3%). Среди них встречается тираж до 3000 экз., 1000 экз. и даже в 100 экз.

Данная проблема поднималась еще в 70-е гг. На страницах центральных изданий татарские писатели говорили о заниженных тиражах детских книг в республике, когда отдельные книги распродавались за короткий срок, не попадая в детские и школьные библиотеки. Для сравнения приводилась статистика татарских детских периодических изданий, где регулярно публиковались произведения тех же авторов (журнал "Ялкын" - 80 тыс. экз., газета "Яшь ленинчы" - более 100 тыс. экз.).

23,2% всей изданной литературы адресовано читателям среднего школьного возраста. Основная масса изданий (60,7%) дается с более расширенными рамками читательского назначения - с перспективой на зону "опережающего" развития, что дает читателям возможность большого выбора, учитывая его стремление скорее повзрослеть. Учитывая неравномерность развития детей в рамках одного и того же возраста, для подростков, не имеющих достаточных читательских навыков и менее подготовленных, издатели предлагают также книги, адресованные среднему и младшему школьному возрасту (16,1%).

Основную долю всех книг краеведческого содержания составляет художественная литература, которая преподносит краеведческие знания (природа, события, обычаи народа и т.п.), облаченные в художественную форму, а поэтому более привлекательна для детей. Так, популярные среди подростков рассказы А. Хасанова классифицируются как художественная литература. По сути это небольшие забавные истории о природе и животном мире республики.

Только 5,8% всех изданий составляет научно-познавательная книга, это всего 14 наименований. Большая часть книг издана до 1995 года, из них 6 книг - по истории края, 3 - по литературоведению, 2 - по педагогике (переиздания) и по одной книге, посвященные религии, сельскому хозяйству, спорту. Из них половина изданий - биографического характера (книги об исторических деятелях, писателях).

Как отмечают специалисты, вымирают целые виды литературы - поэзия, издания по искусству. Почти не переиздаются классики, без "общения" с читателями осталась талантливая молодежь, и от этого в первую очередь страдают дети. По данным Союза писателей Татарстана на 1 мая 2002 г., количество писателей и поэтов составляет 270 человек. Большинство из них творят и для детей, и для взрослых, пробуя силы и в поэзии, и в прозе, и в драматургии, некоторые из них посвящают свои работы краю, где живут, его людям, а также столице республики - городу Казани.

Переход на рыночные отношения вызвал острый финансовый кризис в издательствах. Себестоимость книжной продукции резко возросла, а общее количество изданных книг снизилось. Ныне в каждом издательстве прослеживается не менее тоталитарная зависимость от рынка, в результате чего издается то, что "модно", то, что активно покупается. Молодым или малоизвестным авторам, а также "некоммерческим" жанрам путь на книжный прилавок закрыт или полузакрыт.

Широкое использование закрепленных в литературе краеведческих знаний позволит активно влиять на формирование мировоззрения, патриотическое, духовно-нравственное воспитание населения и, в первую очередь, подрастающего поколения.

Краеведческая литература каждого края является тратегически важной категорией, позволяющей влиять на воспитание общества, подрастающего поколения и развитие региона в целом. Для эффективного ее использования необходимо иметь количественную и качественную оценку имеющейся в обществе данной литературы, а также уметь прогнозировать потребности общества в этих ресурсах для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов.

Hosted by uCoz