Please accept our apologies for the temporary inconvenience. Try to reload the page.
You can find up-to-date information about server statuses on our Forum or in our Twitter.

Барейчева Р.М.

Барейчева Р.М.

ИЗДАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Социальное, нравственное, патриотическое воспитание детей необходимо закладывать с самого раннего возраста и начинать с понятий близких, доступных, родных - дом, улица, город или село, где он родился, страна и т.д. Краеведческую информацию несут разнообразные источники, среди которых важную роль играет краеведческая литература. Произведения печати имеют большое значение в изучении родного края, они позволяют узнать интересные сведения о прошлом, настоящем края, его людях, событиях, животном и растительном мире, ископаемых, реках, озерах, закрепить и расширить знания, полученные на экскурсиях, в музеях и т.д. От того, что читают наши дети, зависит их будущее, развитие общества в целом и в частности края, в котором они живут.

Изменения в общественной, политической жизни конца ХХ в. привели к формированию национального самосознания народа, вызвали интерес к Родине ("большой" и "малой"), её истории, культуре и т.д. Краеведческая работа была провозглашена одним из приоритетных направлений деятельности государственных библиотек регионального уровня. При этом в 80-е гг. наблюдается снижение удельного веса краеведческих изданий в общем объеме выпускаемой продукции. Так, с 1983 по 1987 гг. издательствами страны было выпущено всего чуть более 500 названий краеведческих изданий общим тиражом свыше 10 млн экз. Из них в центральных издательствах вышло 108 наименований полуторамиллионным тиражом, основная же доля выпуска книг по краеведению приходилась на республиканские и областные издательства.

В условиях детских библиотек ресурсная политика осложняется недостаточностью краеведческой литературы, адресованной детям. В то же время многогранность читательских запросов подростков, а также детей в целом, связанных с краеведением, и универсальность самого краеведения, разнообразие литературы по типам, видам издания, жанрам, содержанию требуют от библиотекаря компетентности в преподнесении краеведческих знаний через раскрытие книжного фонда перед читателями.

Статистика по Татарскому книжному издательству за 1990 г. показывает, что им издано всего 246 книг и брошюр. Однако, как показало наше исследование, из них для подростков только 9 названий краеведческой тематики (8 - художественных, 1 - научно-познавательная).

Подобная ситуация характерна не только для РТ. Специалисты разных регионов России, обеспокоенные неблагополучным положением в издании краеведческой литературы, вынуждены были обратиться с открытым письмом в журнал "Библиотекарь".

Нами был проанализирован поток литературы для подростков, содержанием связанный с Республикой Татарстан. Для этого были изучены разделы "Книжной летописи" РТ и "Республика в печати других республик" в "Летописи печати Республики Татарстан" с 1980 по 1999 гг.

За исследуемый период для подростков издано 242 книги краеведческого содержания. При этом львиная доля всех книг краеведческого содержания за период с 1980 по 1999 гг. издана в Татарском книжном издательстве - 86%, всего лишь 0,8% - в издательстве "Детская литература" (Москва), 2,5% приходится на другие регионы России и страны ближнего зарубежья (Уфа, Саратов, Алматы), т.е. за пределами РТ издано 8 наименований художественных книг, связанных с Татарстаном. Такой разброс мест издания наблюдается с 1991 г., когда Татарстан взял курс на суверенитет. Для этого времени характерен бурный интерес к национальным вопросам, истории края, его культуре, современности. Возросла востребованность краеведческой литературы и за пределами РТ, в местах компактного проживания татар и не только. Богатая культура татарского народа стала достоянием широких слоев общества. Прежде всего это публикации, посвященные литературе и творчеству отдельных писателей края.

В этот период появляются и новые издательства в самом Татарстане, которые также издают литературу для детей, в том числе о крае. Это такие издательства, как "Магариф", "Заман", "Шифа" и др. в столице, а также Газетно-книжное издательство АО "КамАЗ" в Набережных Челнах. На их долю приходится 10,7% изданий (26 наименований). Из них 73,1% (19 книг) издано на языке титульной нации.

Нужно отметить, что за изучаемый период 81,8% всей краеведческой литературы издано на татарском языке. По одному изданию опубликовано параллельно на русском и татарском, русском и английском языках. Одно издание опубликовано на башкирском и два на казахском языках.

Тиражи русскоязычных изданий в Татарстане достаточно высоки по сравнению с публикациями на языке коренного населения. В основном это тираж до 50 000 экз. (34,1%), хотя достаточно активно издается литература и тиражом до 3000 и 100000 (по 18,2%), в то же время есть издания тиражом до 10000 экз. (20,5%).

Объем тиража на языке титульной нации достигает чуть выше 15000 экз. (10,1%), но преимущественно издается тиражом до 10000 экз. (31,3%). Среди них встречается тираж до 3000 экз., 1000 экз. и даже в 100 экз.

Данная проблема поднималась еще в 70-е гг. На страницах центральных изданий татарские писатели говорили о заниженных тиражах детских книг в республике, когда отдельные книги распродавались за короткий срок, не попадая в детские и школьные библиотеки. Для сравнения приводилась статистика татарских детских периодических изданий, где регулярно публиковались произведения тех же авторов (журнал "Ялкын" - 80 тыс. экз., газета "Яшь ленинчы" - более 100 тыс. экз.).

23,2% всей изданной литературы адресовано читателям среднего школьного возраста. Основная масса изданий (60,7%) дается с более расширенными рамками читательского назначения - с перспективой на зону "опережающего" развития, что дает читателям возможность большого выбора, учитывая его стремление скорее повзрослеть. Учитывая неравномерность развития детей в рамках одного и того же возраста, для подростков, не имеющих достаточных читательских навыков и менее подготовленных, издатели предлагают также книги, адресованные среднему и младшему школьному возрасту (16,1%).

Основную долю всех книг краеведческого содержания составляет художественная литература, которая преподносит краеведческие знания (природа, события, обычаи народа и т.п.), облаченные в художественную форму, а поэтому более привлекательна для детей. Так, популярные среди подростков рассказы А. Хасанова классифицируются как художественная литература. По сути это небольшие забавные истории о природе и животном мире республики.

Только 5,8% всех изданий составляет научно-познавательная книга, это всего 14 наименований. Большая часть книг издана до 1995 года, из них 6 книг - по истории края, 3 - по литературоведению, 2 - по педагогике (переиздания) и по одной книге, посвященные религии, сельскому хозяйству, спорту. Из них половина изданий - биографического характера (книги об исторических деятелях, писателях).

Как отмечают специалисты, вымирают целые виды литературы - поэзия, издания по искусству. Почти не переиздаются классики, без "общения" с читателями осталась талантливая молодежь, и от этого в первую очередь страдают дети. По данным Союза писателей Татарстана на 1 мая 2002 г., количество писателей и поэтов составляет 270 человек. Большинство из них творят и для детей, и для взрослых, пробуя силы и в поэзии, и в прозе, и в драматургии, некоторые из них посвящают свои работы краю, где живут, его людям, а также столице республики - городу Казани.

Переход на рыночные отношения вызвал острый финансовый кризис в издательствах. Себестоимость книжной продукции резко возросла, а общее количество изданных книг снизилось. Ныне в каждом издательстве прослеживается не менее тоталитарная зависимость от рынка, в результате чего издается то, что "модно", то, что активно покупается. Молодым или малоизвестным авторам, а также "некоммерческим" жанрам путь на книжный прилавок закрыт или полузакрыт.

Широкое использование закрепленных в литературе краеведческих знаний позволит активно влиять на формирование мировоззрения, патриотическое, духовно-нравственное воспитание населения и, в первую очередь, подрастающего поколения.

Краеведческая литература каждого края является тратегически важной категорией, позволяющей влиять на воспитание общества, подрастающего поколения и развитие региона в целом. Для эффективного ее использования необходимо иметь количественную и качественную оценку имеющейся в обществе данной литературы, а также уметь прогнозировать потребности общества в этих ресурсах для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов.

Hosted by uCoz