Бухтиярова Е.А.

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕОРИИ

Анализ публикаций последнего десятилетия свидетельствует о том, что семья находится в состоянии кризиса. По мнению ряда специалистов, ценностный конфликт личности и общества, невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, ослабление семьи как союза родственников (родителей и детей, супругов), процесс индивидуализации, автономизации Я, ослабление триединства родства-родительства-супружества, совместной деятельности родителей и детей и может быть назван кризисом семьи.

О существовании кризиса семьи в России писал в начале XX в. В.В. Розанов. “Семья опустела и запустела; она немножко развратилась, она во всяком случае стала бессодержательна и как бы даже несколько глупа, т.е. опять немного, чуть-чуть, но это такой огромный культурный фактор, где и “чуть-чуть” отзывается последствиями”.

Писал о наметившимся процессе распада традиционной семьи и П. Сорокин. Определяя временные и социальные границы процесса, он отмечал, что заметное ускорение распада семьи продолжится до тех пор, пока не появятся условия для выживания ее в новых формах. Изменения, по убеждению ученого, начнутся тогда, когда преобразования в области экономики, техники, культуры выведут индивидов за рамки чисто семейных интересов и забот. В сфере образования произойдет интенсификация процесса подготовки новых поколений к вхождению в какое-то иное, более совершенное общество. Одновременно с этим должен возрасти образовательный уровень населения. Этот процесс получил у Сорокина название моральной реконструкции человечества.

Сегодняшний кризис института семьи обусловливается следующими факторами:

Сходной оценки придерживаются Е.М. Римашевская и ее коллеги (В.Н. Архангельский, В.И. Бестужев-Лада, А. Кузьмин, В.М. Медков), они дают следующие признаки кризиса семьи и его причины:

  1. расслоение общества,
  2. снижение физического и психического здоровья,
  3. снижение работоспособности,
  4. криминализация и люмпенизация молодежи
  5. осложнение жилищной проблемы и др.

Результатом явилось снижение рождаемости, демографический кризис, отчуждение молодежи от семьи, разрушение регулятивной функции семьи в отношении семейной жизни и воспитания своих новых членов, разрушение института брака, разрыв традиционных связей между поколениями по линии родства, потерей веками сложившегося ореола святости брака, девальвация ценностей “семейного очага”.

Но, несмотря на кризисное состояние института семьи, он остается, пожалуй, единственным институтом воспитания и социализации детей и подростков.

Одной из составляющих в преодолении кризиса может стать поддержка со стороны различных общественных структур. В частности, специфическое место в системе социальных институтов, влияющих на социализацию личности и формирование мировоззрения, являются библиотеки. Семья в условиях кризиса не в состоянии самостоятельно организовать семейные чтения и в этом может помочь библиотека.

Для более эффективной работы библиотеки с семьей необходимо очертить круг проблем, которые следует решить на данном этапе. Большинство общедоступных библиотек ведут работу с семьей, но видят ее лишь как организацию досуга, что явно обедняет деятельность библиотеки по взаимодействию с семьей.

Вместе с тем, семейное чтение как вид деятельности воспитывает настоящего читателя, развивает потребность в чтении, закладывает фундамент читательского развития, тем самым формирует личность.

По утверждению Павловой А.С.: “в современной социокультурной ситуации необходим новый, научно обоснованный подход к изучению семьи как социального института, роли семейного чтения в процессе социализации, и уже на основе полученных данных необходимо строить гибкую политику библиотечно-информационного обслуживания семьи и организации в ней семейного чтения”.

Нуждается в разработке собственно теория семейного чтения. На данном этапе, требует уточнения содержание термина “семейное чтение”. Определения семейного чтения давались многими учеными (В.А. и Е.А. Невскими, А.М. Цыгановой и др.) Например, “семейное чтение - это добровольная, систематическая и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, стоящих на разных ступенях социализации, в которых преобразуется и используется произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи”. Семейное чтение рассматривали, и как процесс, и как деятельность. Существовавшее долгое время представление о семейном чтении как домашнем чтении или чтении вслух, не раскрывало сущности данной дефиниции.

На сегодняшний день разработаны методики организации семейных чтений, созданы программы семейного чтения. Но не выявлены основные особенности, отсутствуют общие подходы и единые критерии в организации семейного чтения.

Несмотря на внимание к обозначенной теме в 70-80-е гг. двадцатого столетия, последние десятилетия не было фундаментальных обобщений практической деятельности библиотек по работе с семьей. Кризисное состояние семьи требует особого внимания не только со стороны государства, но и теоретических разработок и практических действий со стороны социальных институтов и, прежде всего, библиотек.

Hosted by uCoz