Чудинова В.П.

ДЕТИ И БИБЛИОТЕКИ НА ЭТАПЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОЦЕССЫ, "ВЫЗОВЫ", ЗАДАЧИ

В начале нового века в России бурно развиваются два мощных социальных процесса: "догоняющая" (или "рецидивирующая") модернизация, а также глобализация. Растет количество новых каналов коммуникации, продолжается многократное увеличение информации на различных носителях. Интенсивно меняется медиасреда, бурно развивается киберпространство. В рамках этих процессов началось построение информационного общества: государством принят ряд документов, развиваются программы и проекты построения "электронной" России, создается единое информационно-образовательное пространство. Принят также ряд государственных целевых программ. Вместе с тем, сегодня эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед библиотекарями.

Развитие новых стратегий библиотечного обслуживания, переосмысление библиотеками задач своей работы необходимо начинать с изучения меняющейся ситуации, процессов и тенденций общественного развития. В этом сложном комплексе изменений одно из чрезвычайно важных - это изменение в облике и поведении пользователей библиотек. Среди них есть большие социальные группы, на которые особенно сильно влияют новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Это, прежде всего, дети, подростки, юношество.

От того, насколько большое значение будет уделено в обществе, и в том числе, в библиотечном сообществе, этим группам, зависит построение в России информационного общества или общества знаний. Причина этого обстоятельства лежит, прежде всего, в скорости социальных изменений. В обществах, где скорость этих изменений особенно велика, молодому поколению принадлежит большая роль. Именно сегодняшние дети и подростки будут строить "общество знаний" и жить в нем. Уже сегодня развивается "культура будущего", где особое место принадлежит детям и юношеству (согласно гениальному предвидению американского антрополога М. Мид).

В странах, где интенсивно развиваются новые технологии, юные поколения имеют во многом сходные черты. Сегодня новое поколение активно пользуется мобильными телефонами и доступом в Интернет. Именно юные активно помогают взрослым в освоении ИКТ. Исследования показывают, что у детей как пользователей библиотек есть ряд черт и особенностей, которые недостаточно учитываются библиотекарями: это отсутствие барьеров при освоении новых возможностей компьютера и Интернета, огромная любознательность, активность и способность к творчеству. Новые технологии дают юным возможности участвовать вместе с учителями и библиотекарями в образовательных интернет-проектах, создавать свои сайты и другие ресурсы, активно общаться со сверстниками. Наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются новые группы "удаленных пользователей" - детей и подростков, как из своей страны, так и других стран. Новый облик и поведение детей и подростков - это новые вызовы, и в то же время новые возможности для библиотекарей, как в западных странах, так и в сегодняшней России.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, особенно в аспекте работы с информацией и ИКТ. Активность юных в процессе освоения ими ИКТ делает особенно важной задачу обучения их новым видам грамотности (и шире - культуры личности). Применительно к медиа (средствам массовой коммуникации) это следующие виды грамотности: "читательская" грамотность, "визуальная" (и шире - "медиаграмотность"), "сетевая" грамотность, а также тесно связанная с ними сегодня "компьютерная" грамотность. Однако сегодня многие специалисты, развивающие подходы в обучении этим видам грамотности, говорят о том, что главной задачей является комплекс умений по работе с информацией. Таким образом, смыкаются различные направления "медиа"- или "коммуникативной грамотности". Этот комплексный подход сегодня может в полной мере реализоваться в "информационной грамотности" (в более широком варианте, согласно работам Н.И. Гендиной и ее коллег, в подходе, обозначенном как "информационная культура" личности). Однако сегодня принципиально важным является теоретическое переосмысление данных подходов и новое теоретическое обоснование и разработка новых программ и методов обучения работы с информацией на разных носителях (информации не только печатной, но и аудиовизуальной).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

Одна из крайне важных сторон проблемы - это проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем в реализуемом в большинстве школ обучении основам информационной грамотности (шире - информационной культуры) не учитывается тот важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. У нас до сих пор нет в школах учителей чтения и информационной культуры (а не "компьютерной грамотности", которая, безусловно, совершенно необходима школьнику), в результате чего школьники недостаточно умеют работать с информацией. Не осмыслена и практически не решается задача обучения основам медиаобразования, особенно в аспекте обучения основам "визуальной" грамотности.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что большая часть школьников к этому не готовы, и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы - это школьная библиотека-медиацентр, которая при обучении школьников читательской, визуальной (медиакультуре) и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников основам медиаграмотности и информационной культуры, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек, а также многих других. И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

Эти "вызовы" - веление времени, которое ставит перед библиотекарями новые сложные проблемы и одновременно новые задачи. Их решение возможно в контексте решения задачи построения информационного общества и подготовки к жизни в информационном обществе при участии в ней библиотек разных типов и ведомств.

В процессе развития новой стратегии библиотечного дела необходимо построение новой целостной концепции библиотечного обслуживания детей и юношества. Эти задачи смогут быть решены, поскольку сегодня в России существует развитая сеть библиотек разных типов, занимающихся обслуживанием детей: детские, школьные, публичные библиотеки. Большую роль в обслуживании детей играют сегодня специализированные детские библиотеки (4,5 тыс. библиотек). Главная задача детских библиотек - обеспечение прав ребенка и участие в развитии государственной политики в области библиотечного дела, образования и воспитания школьников. Многие центральные детские библиотеки регионов являются экспериментальными площадками для инноваций, занимаются повышением квалификации библиотекарей различных типов библиотек (детских, школьных, сельских и других).

Именно эти библиотеки сегодня активно развивают новые подходы и вырабатывают новую стратегию работы с детьми. Главные направления этой новой стратегии: продвижение и поддержка чтения детей и семей в новом технологическом веке; отбор, оценка, рекомендация лучших книг для детей и родителей (в том числе специальный интернет-проект Российской государственной детской библиотеки для родителей и подростков "Библиогид", где представлены рецензии на детские книги); обучение, консультирование детей и воспитателей для развития у школьников информационной грамотности; помощь детям в поиске информации для учебы, самообразования и досуга, в том числе с помощью создающихся сегодня на сайтах детских библиотек "виртуальных справок"; сбор информации по детству и развитие детских библиотек как информационных центров (центров информации по проблемам детей); развитие сайтов детских библиотек для помощи детям и родителям; развитие новых возможностей для диалога - "виртуального общения" подростков и взрослых на темы, интересные юным, с помощью библиотекарей в киберпространстве и др.

Сегодня дети могут стать и уже становятся творческими партнерами библиотекарей и педагогов, в определенной мере, их консультантами по использованию новых технологий.

Именно библиотекарям, работающим с детьми, необходимо постоянное изучение и отслеживание изменений в стиле жизни и облике нового поколения. Иначе "разрыв" между библиотекарями и пользователями может увеличиться. Именно это - новый вызов, но также и новые возможности для творческого развития самих библиотекарей и их новых проектов и программ. Библиотекари, работающие с детьми, могут и должны стать участниками новой государственной политики в сферах поддержки чтения у населения, а также в сфере информационной политики, ибо эти сферы сегодня особенно тесно связаны, и от того, насколько в них будут включены библиотеки, зависит будущее граждан.

Hosted by uCoz