Тушевская И.А.

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Современная практика социокультурной реабилитации особого детства представлена переплетением множественных технологических линий междисциплинарного свойства.

Среди основополагающих социозначимых культурных комплексов, оказывающих ведущее влияние на формирование позитивной социальной картины личности ребенка, находится и безграничный мир детской книжной культуры.

К сожалению, в настоящее время при общем снижении читательской активности детства, снизилось и внимание профессиональной среды специалистов-реабилитологов к детской книге, как к "знаниевой", когнитивной модели окружающего ребенка мира.

Гуманитарная миссия детской книжной культуры заключается в активном формировании базовых, качественных характеристик личности ребенка без прямого педагогического управления.

Категории нравственности, этики и морали, эстетическое восприятие окружающего мира, понятия "катарсиса" и "сотворчества" в эмоциональном и волевом развитии особых детей составляют духовный потенциал книжной культуры.

Познавательный диапазон книжной культуры детства в историческом онтогенезе заложен в соответствии с закономерностями возрастной психологии, отражает всю историю накопления мирового человеческого знания, обладает универсальностью познавательного смысла и содержания.

Представляется важным отметить, что когнитивный ресурс книжной культуры детства обеспечивает возможность как системной реализации образовательного процесса, так и фрагментарного извлечения смысла в соответствии с оперативными коррекционными задачами.

Таким образом, использование лучших образцов книжной культуры в процессе социокультурной реабилитации детства опирается на:

  1. Формирование стратегического планирования программ социальной адаптации особых детей с предъявлением всех составляющих духовного общественного развития;
  2. Реализацию моделей оперативного сопровождения индивидуального развития ребенка.

В соответствии с первой позицией наиболее актуальным представляется включение детской книги в т. наз. "духовный маркетинг" - систему предъявления детскому сознанию наиболее значимых для общества ценностей, определяющих доступность массовой коммуникации.

Коммуникативные техники, реализованные в детской книге и проецированные на детство, имеют первостепенное значение для успешной социализации особых детей.

Специально подобранные книги, включенные в систему плановых реабилитационных мероприятий, решают задачи предъявления детям с ограниченным личным коммуникативным опытом аттрактивных поведенческих образцов, помогают преодолевать кратковременные межличностные проблемы, предотвращают возникновение фрустрационных и стрессовых жизненных ситуаций или же выступают как варианты выхода из ограниченной обстоятельствами ситуативной позиции.

Особым плюсом книжной культуры детства является системность духовного содержательного блока. Вопросы нравственности, эстетического восприятия, духовного катарсиса через сопереживание отстраненных от собственных обстоятельств жизненных моделей невозможно раскрыть изолированно, через отдельные акции социокультурной работы.

Процесс детского чтения, регулируемый рамками осознанной работы коррекционной сферы, позволяет добиться органичного единства множественных компонентов духовного развития детской личности в условиях присутствия отягчающих факторов, в большинстве случаев не устранимых всей системой совместных усилий здравоохранения, психологической поддержки, коррекционной деятельности.

Стратегия социальной помощи особым детям определяется правильно поставленной общественной целью. По отношению к детской аудитории "лучшее определение цели: мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку" (Х. Маккей).

В силу этого особое значение имеет свойство детской книги создавать и поддерживать устойчивые общественные мифологемы как средство экстраполяции гуманитарных ценностей по вертикальной хронологической линии преемственности поколений.

Без детской мечты нет социализации ребенка. Между тем специалистам хорошо известно, что фантазия не способна творить из ничего (В. Штерн). Особые дети нуждаются в активном развитии творческого, эвристического, фантазийного начала как первого элемента системы мечтаний и выработки жизненных программ по определению маршрутов реализации мечты.

Детская книжная культура насыщена общественными мифологемами. Сказки, басни, баллады и саги, исторические хроники и мемуары, приключения и фантастика - необходимы для интеллектуального обеспечения системы чувствования ребенка, для оформления индивидуальной личностно значимой мечты и создания ситуации поисковой активности для ее достижения.

Умная детская книга - микстура для духовного здоровья ребенка. Потенциал книжной культуры детства зиждется на гуманитарных характеристиках общественной жизни.

Вторая позиция предполагает широкое использование существующих книжных форм для организации прикладных пакетов реабилитационных программ. Особое место занимает формирующаяся группа коррекционных изданий для детей.

Острый социальный заказ определяет важность научно-исследовательских и прикладных разработок в области создания коррекционной книжной среды. В совокупности детская литература сейчас проявляет системные свойства общего и дифференцированного познавательного инструментария.

Современная книжная культура предлагает детству формы, насыщенные специальными дидактическими приемами, обеспечивающими эффективное использование их в социокультурной реабилитации особых детей.

Используются: картонирование страниц, страничная вырубка, прием декоративной фонировки текстовых полей детских изданий, каширование, припрессовка, шерхование, применение аппликационных материалов (одномоментных и многоразовых наклеек, стикерсов и т.п.) и многофактурных включений (металл, ткань, пластик и др.). Фактурные элементы позволяют развивать тактильную чувствительность, стереогноз, чувство локализации и другие виды поверхностной (экстероцептивной) чувствительности.

В целенаправленном и обоснованном процессе использования познавательных книжных форм активно осуществляется поиск оптимального сочетания эмоционально-образной мотивации и усиления конструктивности изданий.

Технологическим преимуществом книжного мира в социокультурной реабилитации детства является возможность применения: конверсной когнитивной технологии, стратегии расщепления семантических узлов, маркировки тематических блоков, поликогнитивность.

Общая стратегия включения особого детства в мир книжной культуры как деятельность социокультурной реабилитации основана на формировании нового культурологического паттерна, суть которого - коррекционная функциональность книжных формообразований для детей.

Hosted by uCoz