Сомова Т.Н.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК
Центральным звеном краеведческой деятельности детской библиотеки является библиотечный персонал. От его профессионального уровня, общекультурных знаний и знаний психофизических особенностей детей зависит эффективность этой деятельности. Но занимаются ли краеведческой подготовкой кадров ссузы и вузы культуры и искусств?
Исследования показали, что большинство учебных заведений не заняты краеведческой подготовкой кадров. Свою деятельность они ориентируют на специалистов универсального профиля, способных работать в любых библиотеках, включая детские, взрослые, для слепых и т.д.
Однако вот уже два десятилетия активизировалось развитие краев и областей, возрос интерес населения к родному краю. Краеведческий подход в условиях библиотек выступил в качестве основного принципа работы. А значит, краеведческая ориентация в библиотечной профессии является закономерным явлением.
Появилось больше публикаций о подготовке краеведческих кадров, опыте преподавания краеведческих курсов в вузах и колледжах искусств и культуры. Это относится к трудам Е.С. Алексеевой, Л.В. Булавинцевой, С.А. Герасимовой, А.Г. Гук, Д. Намжиловой, Г.И. Сбитневой, Л.Д. Шехуриной, С.О. Шмидта и др. В библиографическом указателе "Библиотека и краеведение" ведется раздел "Краеведческая подготовка библиотечных специалистов", где авторы делятся проблемами краеведческой подготовки студентов, опытом написания курсовых и дипломных работ по краеведению.
Библиотеки нуждаются в специалистах, исследователях края. Обеспечить их подготовку можно при помощи ряда дисциплин:
- Краеведческий библиотечный маркетинг. Хотя сегодня детские библиотеки России признаны бесплатными учреждениями, в большинстве детских библиотек всё же берется определенная плата за некоторые дополнительные услуги (например, с руководителей детского чтения взимается плата за ксерокопирование текстов). Курс призван показать процесс формирования, внедрения и реализации рыночных отношений в краеведческую деятельность в основном местных универсальных и специальных научных библиотек, централизованных библиотечных систем. Библиотечный маркетинг сводится главным образом к частичному предоставлению тем или иным пользователям только платных услуг за отдельные виды обслуживания по краеведению, продаже создаваемых библиотекой продуктов (сборников тезисов проводимых конференций и так далее). Маркетинг предполагает также свободное (по усмотрению библиотеки) использование имеющихся материальных и финансовых средств для развития и совершенствования краеведческой работы детской библиотеки, улучшения материально - технической базы по краеведению. Организацию и общее руководство в области библиотечного маркетинга осуществляет менеджер по библиотечному краеведению.
- Краеведческий библиотечный менеджмент. В рамках этого курса студент должен овладеть системой мероприятий, процессов и отдельных операций, направленных на развитие и совершенствование краеведческой деятельности детских библиотек. Предполагает изучение краеведческого “рынка”; рациональную организацию и использование краеведческих библиотечно-библиографических ресурсов; координацию краеведческой работы как внутри детской библиотеки, так и за её пределами. Специфика краеведческой деятельности детских библиотек предполагает реализацию следующих функций управления: планирования; прогнозирования; организации; координации; учета; контроля; анализа; комплектования; подготовки кадров. В плане реализации всех заявленных функций, система управления краеведческой деятельностью детских библиотек до сих пор не оформлена. Не сделано это и во взрослых библиотеках.
- Краеведческий библиотечный фонд. Курс предполагает знакомство с текущим и ретроспективным комплектованием краеведческого библиотечного фонда: платным обязательным экземпляром, бесплатным местным обязательным экземпляром, подпиской, даром и передачей, покупкой в магазинах, на аукционах, у частных лиц, книгообменом, воспроизведением отсутствующих изданий средствами копировально-множительной техники (но детские библиотеки не являются репозитариями). Важно рассмотреть способы расстановки краеведческих документов в фонде, размещения краеведческого фонда в библиотеке, его сохранности.
- Краеведческий библиотечный сервис (обслуживание). Дисциплина предполагает изучение системы средств краеведческого библиотечного обслуживания детей и создание в детской библиотеке условий, необходимых для наиболее полного и эффективного удовлетворения интересов и потребностей индивидуальных и коллективных пользователей в краеведческой информации. Предполагает совершенствование и расширение информационного потенциала краеведческого фонда, справочно-библиографического аппарата, внедрение компьютерной технологии в краеведческую деятельность библиотеки.
- Краеведческая библиография. Предмет рассчитан на изучение вопросов формирования краеведческого справочно-библиографического фонда; ведения краеведческого справочно-библиографического аппарата; подготовки краеведческих библиографических пособий (в том числе малых форм: библиографических списков, памяток, закладок); организации справочно-библиографического обслуживания и библиографического информирования по краеведению.
- Методика организации краеведческих исследований. Курс основан на изучении методов исследования, использующихся в краеведческой деятельности: опроса, анкетирования, полевых наблюдений, статистического, литературного, картографического и др.
- Краеведческое источниковедение. Дисциплина акцентирует внимание на изучении источников краеведческих исследований, а также методов работы с отдельными видами источников. Основными видами источников являются: вещественные, лингвистические, опубликованные, архивные.
Конечно, проблем с введение новой специальности "библиотекаря-краеведа" довольно много и, в частности, необходим квалифицированный профессорско-преподавательский состав, способный показать важность и значимость проблем краеведческой деятельности, но краеведческая подготовка студентов реальна. Ибо по новому ГОСу возможна подготовка "библиотекарей-педагогов", значит, возможен и специалист-краевед.