Сидорова И.В.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Характеризуя современность как эпоху политического, экологического, нравственного кризиса, исследователи проблемы толерантности отмечают в ней противоположные качества. Одни видят в толерантности идеал и жизненно важный принцип, полагая, что она одна даст шанс выжить цивилизации. Другие считают, что она служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество.

Толерантность как одна из характеристик в значительной мере влияет не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, но и представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и воспитания.

В настоящее время все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобление, агрессивность. Причин достаточно много. Взаимная нетерпимость, средства массовой информации, показывающие сцены насилия, негативное социальное окружение детей все чаще проникают в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других людей.

Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самосознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому: во-первых, отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма; во-вторых, развившееся у людей в последнее время чувство "национального унижения", связанного с финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и школьникам. В-третьих, свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм - видение мира через призму только своих интересов. Современные школьники испытывают трудности, связанные с неумением, а иногда и нежеланием принять и понять другого человека как личность, со своей собственной культурой, логикой мышления, поведения.

Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь в становлении и совершенствовании личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог-библиотекарь должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития личности и способствовать их достижению.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае, толерантность предполагает терпение более опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью образца своего поведения.

Воспитание как процесс взаимодействия сопряжен с толерантностью, но, главное то, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы, библиотеки с их открытостью внешней социокультурной среде, направленностью на освоение этой сферы, на ее ценностные ориентиры.

Совершенно не случайно, видимо, в условиях нестабильности общества, при невозможности удовлетворить минимальные материальные потребности системы образования, так важно обращение к истокам российской (советской) школы, где были издавна сформированы основы гуманистического педагогического мышления (Шацкий, Макаренко, Сухомлинский). Основы гуманно-личностной педагогики того периода уходили корнями в духовно-нравственные ценности православия, в русскую философию (Соловьев, Ильин, Бердяев, Бахтин), психологию (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев), педагогику (Ломоносов, Толстой, Ушинский и др.).

Основные современные идеи гуманно-личностной педагогики были сформированы на основании классических религиозных, педагогических и философских учений. Педагогика по своей сути - это форма и культура мышления, она в значительной степени развивается благодаря уровню и качеству общечеловеческой культуры, истокам духовности.

Суть гуманно-личностного воспитательного процесса мы видим в том, что учитель, библиотекарь, являясь творцами этого процесса, направляют все усилия на полное развитие сил и способностей ребенка, нацеливают процесс на выявление и утверждение личности ребенка. Воспитание толерантности должно строиться с учетом особенностей наших традиций и культуры, но главное, готовность сознания учеников к восприятию основных принципов толерантности.

Гуманитаризация образовательной среды и воспитание толерантного сознания школьников требуют напряженной работы, и в то же время стимулируют глубину педагогических, психологических исследований. Важно начать подготовку кадров, в том числе библиотечных, ориентированных на воспитание в духе толерантности. С этой целью в учебные программы вузов целесообразно ввести курсы социальной психологии, конфликтологии, этнопсихологии, курс психологии толерантности.

Проблема воспитания толерантности и гуманитаризации образовательной среды должна объединить специалистов разных направлений и уровней: педагогов, библиотекарей, психологов, историков, философов, а также представителей разных возрастных групп.

Hosted by uCoz