Самохина Е.О.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XX в.

В психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых под литературно-творческими способностями понимается самостоятельное сочинение ребенком поэтических и прозаических произведений, а также успешное выполнение им специальных заданий, направленных на развитие креативности.

Литературные способности наиболее заметно проявляются и результативно развиваются в двух взаимосвязанных видах деятельности: чтении и литературном творчестве, поэтому ведущая тенденция педагогики детского чтения, утверждающая родственную природу читательского и писательского таланта представляется глубоко закономерной. Проблема литературно-творческого развития юного читателя на протяжении всего минувшего столетия была в центре внимания педагогов, библиотековедов.

В первые десятилетия XX в. теоретические и методические аспекты раскрытия творческого потенциала ребенка-читателя глубоко и разносторонне рассматривали многие известные педагоги и библиотековеды: Ц.П. Болталон, В.П. Вахтеров, А.К. Покровская, Л.Б. Хавкина.

30-е гг. - время плодовитых научных поисков М.А. Рыбниковой. В числе наиболее эффективных методов и форм воспитания творческой личности читателя она выделяла рисование, лепку на тему прочитанного, выразительное чтение, иллюстрирование литературных произведений. "От маленького писателя к большому читателю" - эта парадигма воспитания читателя, предложенная М.А. Рыбниковой, нашла поддержку как среди ученых, так и среди библиотекарей-практиков. С этого времени создание благоприятных условий для литературного творчества, использование в библиотечной работе различных приемов его стимулирования занимает ведущие позиции в педагогике детского чтения.

Одним из первых ученых предпринявших попытку проанализировать специфику литературного творчества школьников, был С.Ф. Козлов. В исследовании "Психологические особенности литературного творчества детей" (1940) им предложены методы изучения творческого процесса юных авторов значимые и для практики библиотечной работы. С.Ф. Козлов четко сформировал цель развития литературных способностей детей, которая, с его точки зрения, заключается в том, чтобы у подрастающего поколения вырабатывалось творческое познание жизни.

Эту позицию разделял известный психолог Б.М. Теплов. В работе "Психологические вопросы художественного воспитания (1946) он подчеркивал, что литературное творчество важно не для выращивания писателей, а для того, чтобы научить ребенка талантливо читать.

Как важную составляющую комплекса эстетического воспитания рассматривал детское литературное творчество В.А. Сухомлинский. В его педагогическом наследии представлена методика развития литературных задатков читателей младшего школьного возраста. Одной из форм работы с учениками начальных классов была экскурсия в комнату сказок. Здесь дети играли, слушали сказки, которые им рассказывал педагог, пытались сочинять сами. Начиная со второго класса, у каждого ученика появлялась записная книжка "Словесная шкатулка", в неё дети записывали слова, показавшиеся интересными и непонятными, а педагог потом объяснял значение этих слов. В 3-4 классах в шкатулку заносились обороты, фразы, предложения, полюбившиеся ученикам. Этот методический прием также способствовал развитию творческого потенциала детей.

Особенности литературной деятельности читателей 7-10 лет рассмотрены в работе Н.А. Черниковой "Психологическая характеристика литературного творчества младших школьников" (1960). Она выделяет следующие элементы поэтического творчества, имеющие место в литературной самодеятельности детей: рифма, размер, образные описания. В исследовании отмечены наиболее характерные темы литературных произведений учеников начальных классов: о школе, о природе, о друзьях. Анализируя динамику развития творческих способностей детей, Н.А. Черникова приходит к следующему выводу: каждому маленькому автору нужен индивидуальный подход руководителя чтения, который может помочь ребенку выразить на бумаге его мысль, потому что отсутствие предварительного замысла и неумение работать над текстом характерны для многих авторов этого возраста.

В 60-е гг. исследователи детского чтения рассматривали вопрос о месте поэтического творчества юных читателей в системе их эстетического воспитания. Так, в работе В.И. Глоуера "Дети пишут стихи" (1964) была выдвинута гипотеза: стремление к сочинению стихотворений может быть обращено в средство творческого восприятия художественного произведения. Из этой гипотезы следует: чтобы научить ребенка эмоционально воспринимать поэзию, его нужно научить писать стихи. В исследовании обобщен богатый личный опыт автора - руководителя литературной студии. Представленная В.И. Глоуером методика создания рукописных журналов может быть полезна для практики работы детских библиотек.

В 70-е, 80-е, 90-е гг. вопросы развития литературно-творческих способностей читателей младшего школьного возраста разрабатывала целая плеяда известных исследователей. Среди них: В.А. Левин, Г.Д. Полозова, И.С. Чернявская, Э.И. Иванова.

Положительное влияние литературных игр на раскрытие творческого потенциала читателя 7-10 лет показано в работе И.С. Чернявской "Эстетическое воспитание школьников и культура слова" (1982). Она подробно останавливается на методике проведения литературных игр с младшими школьниками, так как игра не оставляет безучастным ни одного ребенка, позволяет педагогу психологические и интеллектуальные возможности детей. Цель литературных игр - развитие у ребенка чувства слова и образного мышления, необходимого для творчества и нестандартного глубокого восприятия художественной литературы.

Этой же точки зрения придерживается известный исследователь детского чтения В.А. Левин. В работах "Воспитание творчества" (1977), "Когда маленький школьник становится большим читателем" (1994) представлена концепция начального литературного образования, направленная на то, чтобы "преобразовать игру искусством в общение искусством".

Главная задача руководителя чтения, в понимании В.А. Левина, сохранить эмоциональную непосредственность восприятия художественной литературы, сложившуюся в дошкольном возрасте. Для этого В.А. Левин советует педагогам чередовать литературные игры (в рифму, звукопись, словесное рисование) с ролевыми играми, играми на сосредоточение внимания и на расслабление, с музыкальными импровизациями. В названных работах представлен комплекс игр, нашедших применение в библиотечной практике: "Расскажи от имени героя", "Что на что похоже".

Развитие литературной одаренности читателя младшего школьного возраста невозможно без обращения к сказке. Это концептуальное положение убедительно доказано Э.И. Ивановой в исследовании "Воспитание сказкой" (1987). Утверждая, что сказка находится в основе литературного воспитания, Э.И. Иванова предлагает педагогам различные формы работы с данным жанром. Особо следует выделить словесное рисование, выполнение иллюстраций, подбор музыки ко всей сказке или отдельным её отрывкам, рассказ сказки от имени героя, игру "Герой сказки среди нас".

Hosted by uCoz