Самохина Е.О.
ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XX в.
В психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых под литературно-творческими способностями понимается самостоятельное сочинение ребенком поэтических и прозаических произведений, а также успешное выполнение им специальных заданий, направленных на развитие креативности.
Литературные способности наиболее заметно проявляются и результативно развиваются в двух взаимосвязанных видах деятельности: чтении и литературном творчестве, поэтому ведущая тенденция педагогики детского чтения, утверждающая родственную природу читательского и писательского таланта представляется глубоко закономерной. Проблема литературно-творческого развития юного читателя на протяжении всего минувшего столетия была в центре внимания педагогов, библиотековедов.
В первые десятилетия XX в. теоретические и методические аспекты раскрытия творческого потенциала ребенка-читателя глубоко и разносторонне рассматривали многие известные педагоги и библиотековеды: Ц.П. Болталон, В.П. Вахтеров, А.К. Покровская, Л.Б. Хавкина.
30-е гг. - время плодовитых научных поисков М.А. Рыбниковой. В числе наиболее эффективных методов и форм воспитания творческой личности читателя она выделяла рисование, лепку на тему прочитанного, выразительное чтение, иллюстрирование литературных произведений. "От маленького писателя к большому читателю" - эта парадигма воспитания читателя, предложенная М.А. Рыбниковой, нашла поддержку как среди ученых, так и среди библиотекарей-практиков. С этого времени создание благоприятных условий для литературного творчества, использование в библиотечной работе различных приемов его стимулирования занимает ведущие позиции в педагогике детского чтения.
Одним из первых ученых предпринявших попытку проанализировать специфику литературного творчества школьников, был С.Ф. Козлов. В исследовании "Психологические особенности литературного творчества детей" (1940) им предложены методы изучения творческого процесса юных авторов значимые и для практики библиотечной работы. С.Ф. Козлов четко сформировал цель развития литературных способностей детей, которая, с его точки зрения, заключается в том, чтобы у подрастающего поколения вырабатывалось творческое познание жизни.
Эту позицию разделял известный психолог Б.М. Теплов. В работе "Психологические вопросы художественного воспитания (1946) он подчеркивал, что литературное творчество важно не для выращивания писателей, а для того, чтобы научить ребенка талантливо читать.
Как важную составляющую комплекса эстетического воспитания рассматривал детское литературное творчество В.А. Сухомлинский. В его педагогическом наследии представлена методика развития литературных задатков читателей младшего школьного возраста. Одной из форм работы с учениками начальных классов была экскурсия в комнату сказок. Здесь дети играли, слушали сказки, которые им рассказывал педагог, пытались сочинять сами. Начиная со второго класса, у каждого ученика появлялась записная книжка "Словесная шкатулка", в неё дети записывали слова, показавшиеся интересными и непонятными, а педагог потом объяснял значение этих слов. В 3-4 классах в шкатулку заносились обороты, фразы, предложения, полюбившиеся ученикам. Этот методический прием также способствовал развитию творческого потенциала детей.
Особенности литературной деятельности читателей 7-10 лет рассмотрены в работе Н.А. Черниковой "Психологическая характеристика литературного творчества младших школьников" (1960). Она выделяет следующие элементы поэтического творчества, имеющие место в литературной самодеятельности детей: рифма, размер, образные описания. В исследовании отмечены наиболее характерные темы литературных произведений учеников начальных классов: о школе, о природе, о друзьях. Анализируя динамику развития творческих способностей детей, Н.А. Черникова приходит к следующему выводу: каждому маленькому автору нужен индивидуальный подход руководителя чтения, который может помочь ребенку выразить на бумаге его мысль, потому что отсутствие предварительного замысла и неумение работать над текстом характерны для многих авторов этого возраста.
В 60-е гг. исследователи детского чтения рассматривали вопрос о месте поэтического творчества юных читателей в системе их эстетического воспитания. Так, в работе В.И. Глоуера "Дети пишут стихи" (1964) была выдвинута гипотеза: стремление к сочинению стихотворений может быть обращено в средство творческого восприятия художественного произведения. Из этой гипотезы следует: чтобы научить ребенка эмоционально воспринимать поэзию, его нужно научить писать стихи. В исследовании обобщен богатый личный опыт автора - руководителя литературной студии. Представленная В.И. Глоуером методика создания рукописных журналов может быть полезна для практики работы детских библиотек.
В 70-е, 80-е, 90-е гг. вопросы развития литературно-творческих способностей читателей младшего школьного возраста разрабатывала целая плеяда известных исследователей. Среди них: В.А. Левин, Г.Д. Полозова, И.С. Чернявская, Э.И. Иванова.
Положительное влияние литературных игр на раскрытие творческого потенциала читателя 7-10 лет показано в работе И.С. Чернявской "Эстетическое воспитание школьников и культура слова" (1982). Она подробно останавливается на методике проведения литературных игр с младшими школьниками, так как игра не оставляет безучастным ни одного ребенка, позволяет педагогу психологические и интеллектуальные возможности детей. Цель литературных игр - развитие у ребенка чувства слова и образного мышления, необходимого для творчества и нестандартного глубокого восприятия художественной литературы.
Этой же точки зрения придерживается известный исследователь детского чтения В.А. Левин. В работах "Воспитание творчества" (1977), "Когда маленький школьник становится большим читателем" (1994) представлена концепция начального литературного образования, направленная на то, чтобы "преобразовать игру искусством в общение искусством".
Главная задача руководителя чтения, в понимании В.А. Левина, сохранить эмоциональную непосредственность восприятия художественной литературы, сложившуюся в дошкольном возрасте. Для этого В.А. Левин советует педагогам чередовать литературные игры (в рифму, звукопись, словесное рисование) с ролевыми играми, играми на сосредоточение внимания и на расслабление, с музыкальными импровизациями. В названных работах представлен комплекс игр, нашедших применение в библиотечной практике: "Расскажи от имени героя", "Что на что похоже".
Развитие литературной одаренности читателя младшего школьного возраста невозможно без обращения к сказке. Это концептуальное положение убедительно доказано Э.И. Ивановой в исследовании "Воспитание сказкой" (1987). Утверждая, что сказка находится в основе литературного воспитания, Э.И. Иванова предлагает педагогам различные формы работы с данным жанром. Особо следует выделить словесное рисование, выполнение иллюстраций, подбор музыки ко всей сказке или отдельным её отрывкам, рассказ сказки от имени героя, игру "Герой сказки среди нас".