Самохина Е.О.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Ребенок с ограниченными интеллектуальными возможностями довольно поздно, по сравнению со своим нормально развивающимся ровесником, приобщается к книжной культуре. Практика вспомогательного обучения свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к художественной литературе проявляется у большинства школьников-олигофренов только к концу третьего года обучения, но и тогда адекватное понимание идейного смысла многих стихотворений и сказок, их трансформация в самостоятельном литературном творчестве остается недоступной для большинства умственно отсталых детей как пороки интеллектуального и эмоционального развития, малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешает пониманию авторского замысла, морально-этической стороны произведения, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого читателя зачастую вступает в конфликт с логической структурой текста, что приводит к его фрагментарному восприятию.

В своих читательских предпочтениях младшие школьники с ограниченными интеллектуальными возможностями ориентированы в основном на прозаический жанр. Исследованиями 80-90-х гг. 20 в. установлено, что в начальных классах более 70% учащихся спрашивают в школьной библиотеке русские народные и литературные сказки, а также небольшие рассказы с несложным идейным содержанием. Этот факт подтверждается и современной экспериментальной работой. Гораздо меньше среди читателей-олигофренов любителей и ценителей поэзии, так как восприятие стихотворения требует серьезной эмоциональной подготовки и, кроме того, многие дети с трудом воспринимают ритм поэтических произведений. Однако библиотекарю не стоит отказываться от идеи приобщения читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями поэтическому слову, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Отечественная классическая поэзия, созданная для детей А.Л. Барто, К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, С.В. Михалковым, Б.В. Заходером побуждает педагогическое творчество детского библиотекаря, гармонизирует внутренний мир умственно отсталого ребенка. Экспериментальные исследования, проведенные представителями научной школы МГУКИ, свидетельствуют: целенаправленная педагогическая работа по приобщению ребенка-олигофрена к поэзии способствует развитию речи, памяти, мышления, словом, важнейших психических процессов, ответственных за восприятие художественной литературы. Юные любители поэзии чаще своих ровесников обращаются в библиотеку и легче вступают в контакт с руководителем чтения, они более открыты, дружелюбны, инициативны.

Педагогическую работу, направленную на приобщение младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями к поэзии, следует начинать с литературных игр, дающих представление о рифме и ритме поэтической речи. В процессе игры библиотекарь называет слово и предлагает детям подобрать к нему как можно больше рифм. В результате получаются "волшебные поэтические цепочки" - своеобразный пропуск в страну "Поэзия". Методику проведения игры можно модифицировать, предложив подобрать рифму к стихотворным строчкам известных поэтов, чьё творчество уже знакомо детям.

Особой любовью детей-олигофренов пользуется поэзия А. Барто. Эти стихотворения вызывают у детей ассоциации, связанные с их собственной жизнью. Читатели хорошо знают и любят поэтические циклы А. Барто: "Игрушки", "Младший брат", "Вовка - добрая душа".

Чтобы помочь детям понять идейное содержание стихотворений, библиотекарю необходимо побеседовать с юными читателями. Следует отметить, что большинство учеников коррекционной школы растет в неблагополучных семьях, где нищета идет рука об руку с антисанитарией, физическими и психическими заболеваниями. Такие младшие школьники не избалованы родительской лаской и вниманием, поэтому читатели неизменно благодарны библиотекарю за стихотворения, прочитанные в классе, просто за то, что взрослый человек пришел поговорить с ними. Беседуя с детьми, обязательно стоит акцентировать внимание на нравственных проблемах поэтических произведений А. Барто, научить их соотносить поведение героев стихотворений со своими собственными стремлениями, действиями, поступками, например, экспериментальная работа, проведенная нами, в коррекционной школе № 35 города Тулы, показала, что после чтения вслух цикла "Вовка - добрая душа" младшие школьники много и охотно рассказывают о своих добрых делах, о помощи братьям и сестрам, родителям, а после знакомства с циклом "Игрушки" многие ученики 1-3 классов выразили желание выучить его наизусть, для чего и обратились в школьную библиотеку за сборниками стихотворений А. Барто. Ученикам третьего класса в качестве домашнего задания было предложено написать сочинение о своей любимой игрушке. Конечно, не все дети одинаково успешно справились с творческой работой, однако для лучших сочинений характерно стремление соотнести читательские впечатления и переживания с личным жизненным опытом.

Приобщая детей-олигофренов к поэзии, библиотекарь не только развивает их память, речь и воображение, но способствует совершенствованию навыков чтения, ведь для того, чтобы выучить понравившееся стихотворение, ребенок должен сначала прочитать его. В этой связи еще раз хочется подчеркнуть педагогическую целесообразность использования в практике руководства чтением игровых форм литературного развития личности. Например, читая детям небольшие стихотворения К.И. Чуковского, мы предлагали младшим школьникам разыграть их. Особенно понравилось детям стихотворение "Слониха читает". Обычно робко и пассивно выполнявшие задания педагога дети на этот раз активно и заинтересовано откликнулись на предложение библиотекаря и охотно включились в игру, показывая, что они уже научились читать и делают это лучше, чем слониха Матрена Ивановна.

Включая поэтические произведения в круг чтения ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, библиотекарь способствует нравственному и эстетическому развитию младшего школьника, а также социальной реабилитации ребенка-олигофрена.

Hosted by uCoz