Самохина Е.О.

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Современный процесс социальной реабилитации ребенка-инвалида включает не только комплекс медицинских мероприятий, направленных на коррекцию недостатков психофизиологического развития, но и культурологическую деятельность, способствующую раскрытию творческих задатков ребенка. Эстетическое воспитание младших школьников, страдающих патологией интеллекта, осуществляется сегодня усилиями разных социальных институтов, среди которых специализированные школы, коррекционные центры, детские библиотеки.

Сначала 90-х гг. минувшего столетия наблюдается интеграция инновационных методик психологического консультирования и творческого развития детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в практику работы детских библиотек Российской Федерации. Сегодня библиотерапия, возникшая на стыке психологии, медицины и библиотековедения, интенсивно развивается и активно используется в библиотеках Москвы, Тулы, Твери, Калуги, Мурманска, Саратова и других регионов России. Научный анализ уже достигнутого в этой области показывает, что библиотерапия способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями. В частности, опираясь на библиотерапию, руководитель чтения может стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности или напротив заторможенности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведение, сформировать стиль общения, наконец, расширить поле сознания и поведения младшего школьника.

Для эффективного проведения библиотерапевтических занятий библиотекарю необходимо правильно сформировать круг чтения своих подопечных. Как показывает практика, ученики коррекционного учебного заведения восьмого вида (вспомогательной школы) в возрасте 7-10 лет предпочитают литературу, адресованную дошкольникам: это книги Н.Н. Носова, И.П. Токмаковой, В. Бианки, русские народные сказки. Предлагать детям другие, более сложные, тексты для прослушивания, обсуждения и выполнения иллюстраций не имеет смысла, так как процесс усвоения новой информации у читателей-олигофренов крайне затруднен. Кроме того, библиотекарю необходимо учитывать факторы читательского развития младшего школьника, страдающего интеллектуальной недостаточностью. Выделим наиболее значимые из них: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения, поэтому свою работу с учениками начальных классов вспомогательной школы библиотекарю следует начинать с эмоционального введения детей в мир литературных произведений, помогающего ребенку понять идейное содержание прочитанного. В этой связи необходимо отметить, что выразительное чтение библиотекаря позволяет создать нужное настроение, вызвать интерес к героям книг. Лучшей литературной основой для него, без сомнения, являются русские народные сказки "Крошечка-Хаврошечка", "Морозко", "Колобок", "Заяц и лисица" вызывающие наименьшее затруднение в восприятии школьников, кроме того, сказочный жанр весьма эффективен с точки зрения задач бибилиотерапии. В научных исследованиях (А.А. Осипова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) отличаются особенности сказочного жанра, способствующие эффективной коррекционно-воспитательной работе. К ним относят: отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений; многообразие проблем, встречающихся в сказках; психологическая защищенность, которую обеспечивает ребенку неизменная победа добра над злом; возможности идентификации себя с главным героем, отсутствие заданности в образе главного героя; таинственный интригующий сюжет, неожиданные превращения героев, позволяющие детям активно и эмоционально детям воспринимать информацию.

В настоящее время под сказкотерапевтической психокоррекцией понимается расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействие сказочного жанра на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.

Чтение сказок можно эффективно сочетать с их пересказом, при этом следует учить ребенка правильно воспроизводить последовательность событий, называть основные поступки действующих лиц. Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро воспринимают зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их взрослых, так и в отношения друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передать характеры её героев. Не следует настаивать на том, чтобы ребенок полностью пересказал содержание сказки. Большие сказки лучше разделить на несколько частей. К каждой части сказки следует подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ребенку её содержание, облегчат процесс пересказа.

Современная библиотерапия включает значительный арсенал игровых методик творческого развития читателей, поэтому на занятиях с младшими школьниками, следует активно использовать любимые детьми литературные игры, развивающие воображение и память читателей, воспитывающие у детей способность эмоционального восприятия произведений искусства слова. Например, "Что на что похоже?", "Кто больше знает сказок?", "Чьи это вещи?", "У нас в гостях сказочный герой", "По страницам любимых сказок". Интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребенка-олигофрена способствуют также литературные утренники, конкурсы, викторины в подготовке и проведении которых могут принять участие не только библиотекари, педагоги и дети, но и родители читателей младшего школьного возраста.

Действенность библиотерапевтического воздействия на ребенка-олигофрена, безусловно, многократно возрастает если библиотекарю удается установить творческое сотрудничество с семьями юных читателей, так как систематические, совместные с родителями занятия творческой деятельностью способствую коррекции депрессивных состояний и психопатических реакций, помогают достичь положительных изменений в психологическом и читательском развитии младших школьников. Школьники с ограниченными интеллектуальными возможностями ориентированы в основном на прозаический жанр. Исследованиями 80-90-х гг. 20 в. установлено, что в начальных классах более 70% учащихся спрашивают в школьной библиотеке русские народные и литературные сказки, а также небольшие рассказы с несложным идейным содержанием. Этот факт подтверждается и современной экспериментальной работой. Гораздо меньше среди читателей-олигофренов любителей и ценителей поэзии, так как восприятие стихотворения требует серьезной эмоциональной подготовки и, кроме того, многие дети с трудом воспринимают ритм поэтических произведений. Однако библиотекарю не стоит отказываться от идеи приобщения читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями поэтическому слову, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Отечественная классическая поэзия, созданная для детей А.Л. Барто, К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, С.В. Михалковым, Б.В. Заходером побуждает педагогическое творчество детского библиотекаря, гармонизирует внутренний мир умственно отсталого ребенка. Экспериментальные исследования, проведенные представителями научной школы МГУКИ, свидетельствуют: целенаправленная педагогическая работа по приобщению ребенка-олигофрена к поэзии способствует развитию речи, памяти, мышления, словом, важнейших психических процессов, ответственных за восприятие художественной литературы. Юные любители поэзии чаще своих ровесников обращаются в библиотеку и легче вступают в контакт с руководителем чтения, они более открыты, дружелюбны, инициативны.

Педагогическую работу, направленную на приобщение младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями к поэзии, следует начинать с литературных игр, дающих представление о рифме и ритме поэтической речи. В процессе игры библиотекарь называет слово и предлагает детям подобрать к нему как можно больше рифм. В результате получаются "волшебные поэтические цепочки" - своеобразный пропуск в страну "Поэзия". Методику проведения игры можно модифицировать, предложив подобрать рифму к стихотворным строчкам известных поэтов, чьё творчество уже знакомо детям.

Особой любовью детей-олигофренов пользуется поэзия А. Барто. Эти стихотворения вызывают у детей ассоциации, связанные с их собственной жизнью. Читатели хорошо знают и любят поэтические циклы А. Барто: "Игрушки", "Младший брат", "Вовка - добрая душа".

Чтобы помочь детям понять идейное содержание стихотворений, библиотекарю необходимо побеседовать с юными читателями. Следует отметить, что большинство учеников коррекционной школы растет в неблагополучных семьях, где нищета идет рука об руку с антисанитарией, физическими и психическими заболеваниями. Такие младшие школьники не избалованы родительской лаской и вниманием, поэтому читатели неизменно благодарны библиотекарю за стихотворения, прочитанные в классе, просто за то, что взрослый человек пришел поговорить с ними. Беседуя с детьми, обязательно стоит акцентировать внимание на нравственных проблемах поэтических произведений А.Барто, научить их соотносить поведение героев стихотворений со своими собственными стремлениями, действиями, поступками, например, экспериментальная работа, проведенная нами, в коррекционной школе № 35 города Тулы, показала, что после чтения вслух цикла "Вовка - добрая душа" младшие школьники много и охотно рассказывают о своих добрых делах, о помощи братьям и сестрам, родителям, а после знакомства с циклом "Игрушки" многие ученики 1-3 классов выразили желание выучить его наизусть, для чего и обратились в школьную библиотеку за сборниками стихотворений А. Барто. Ученикам третьего класса в качестве домашнего задания было предложено написать сочинение о своей любимой игрушке. Конечно, не все дети одинаково успешно справились с творческой работой, однако для лучших сочинений характерно стремление соотнести читательские впечатления и переживания с личным жизненным опытом.

Приобщая детей-олигофренов к поэзии, библиотекарь не только развивает их память, речь и воображение, но способствует совершенствованию навыков чтения, ведь для того, чтобы выучить понравившееся стихотворение, ребенок должен сначала прочитать его. В этой связи еще раз хочется подчеркнуть педагогическую целесообразность использования в практике руководства чтением игровых форм литературного развития личности. Например, читая детям небольшие стихотворения К.И. Чуковского, мы предлагали младшим школьникам разыграть их. Особенно понравилось детям стихотворение "Слониха читает". Обычно робко и пассивно выполнявшие задания педагога дети на этот раз активно и заинтересовано откликнулись на предложение библиотекаря и охотно включились в игру, показывая, что они уже научились читать и делают это лучше, чем слониха Матрена Ивановна.

Включая поэтические произведения в круг чтения ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, библиотекарь способствует нравственному и эстетическому развитию младшего школьника, а также социальной реабилитации ребенка-олигофрена.

Hosted by uCoz