Полевина Е.В.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ-ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Детское творчество, как явление художественной культуры, одна из актуальных проблем нашего времени.

В современных условиях задача эстетического развития читателей-детей заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать способности учащихся: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, формировать потребность к творчеству и общению с искусством.

Детское творчество - результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Иллюстрация детской книги, ее восприятие и осмысление - это первые шаги младшего школьника в мир искусства.

Творческая деятельность читателей-детей в процессе эстетического развития средствами синтеза иллюстрации и литературных текстов способствует духовному развитию детей.

В основу экспериментальной системы работы по эстетическому развитию читателей-детей средствами синтеза иллюстрации детской книги и литературных текстов положены принципы, представляющие собой модификацию принципов педагогики сотворчества применительно к задачам развития литературных и художественных способностей младшего школьного возраста. В своем исследовании мы опирались: на доминантную активность младших школьников, потребность в игре, богатство свободного воображения, неожиданность ассоциативных реакций

Эмоциональная активность - ценнейшее свойство психики младшего школьника.

При взаимодействии с чутким, доброжелательным, творческим педагогом она способствует проникновению чувства радости общения, доброжелательности, потребности в творческой деятельности. Эмоциональная активность является основой для формирования эмпатии (греч. Empatheia, сопереживание), т.е. эмоциональной отзывчивости на переживания, чувства, эмоции других людей, так и художественных и литературных персонажей детской книги. В процессе работы мы считали важным создавать условия для проявления и развития чувств детей. Развиваясь, они становятся мотивами поступков, побудителями творческой деятельности. Положительные чувства, возникающие при просмотре иллюстраций становятся мотивами чтения. Пробуждают потребность в общении с книгой. Только то, что воспринято эмоционально, становится личным достоянием юного читателя. Богатство чувств, эмоций, влечений, в творческом общении, разнообразие видов деятельности и решаемых творческих задач, способствовало возникновению многочисленных ассоциативных связей, что является необходимым условием освоения художественных иллюстраций и литературного текста во взаимосвязи. В процессе экспериментальной работы мы стремились к созданию благоприятного психологического климата, пробуждению и развитию потребности в творчестве. Установка на непосредственную детскую радость от увлеченности искусством - одно из направлений работы с юными читателями.

Работа по развитию способностей читателей-детей средствами синтеза иллюстрации детской книги и литературных текстов в процессе творческой деятельности определяет следующие задачи: комплексное развитие интеллектуальной, эмоциональной, духовно-нравственной сфер растущей личности в их единстве; пробуждение потребности в творческой деятельности.

Творческая деятельность читателя - необходимое условие полноценного эстетического восприятия и эстетическое творчество (собственное литературное творчество) понятия тесно взаимосвязанные. Для того чтобы ввести ребенка в мир книги, необходимо пробудить в нем чувство слова и творчества.

Воображение имеет большое значение для воспитания творческой личности, влияет на творческую деятельность читателей-детей и эстетическое развитие в целом. Для младшего школьника характерно свободное воображение, не ограниченное условностями и жесткими рамками. Богатство свободного воображения, направленное в творческое русло, обеспечивает интенсивное развитие ребенка. Особенно ярко это может проявляться в литературном и художественном творчестве детей. Творческая активность в разных видах деятельности, эксперимент с различными материалами создают условия для творческой самореализации младших школьников, помогают им обрести чувство самоуважения и собственной значимости.

В числе ведущих компонентов - развитое воображение, эмоциональное восприятие, наблюдательность, образное мышление. Взяв курс на целенаправленное формирование творческих способностей читателей младшего школьного возраста средствами иллюстрации детской книги и литературных текстов в процессе руководства творческой деятельностью ребенка, мы тем самым способствовали развитию его как читателя и творца. Детские книги, составляющие синтез иллюстрации и литературных текстов, способствовали развитию наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, творческого воображения, позитивно влияли на творческую деятельность младших школьников, как стимул развития воображения и фантазии.

В условиях библиотеки работа по эстетическому развитию младших школьников в процессе восприятия синтеза иллюстрации и литературных текстов способствовала разнообразной творческой деятельности детей. Творчество замечательных художников-иллюстраторов и их блестящие работы, составляющие классику отечественной иллюстрации детской книги, способствовали введению младших школьников в мир искусства.

Художественные интересы младших школьников формировались и реализовывались в трех видах деятельности: знакомство с художественными произведениями, приобретение искусствоведческих знаний и литературно-художественное творчество. Последняя составная была разделена на две части - исполнительскую деятельность (театральная самодеятельность, выразительное чтение) и продуктивную деятельность (процесс создания рисунка, сочинение стихов, сказок). Эти три вида деятельности оказывают большое влияние на эстетическое развитие младших школьников.

В процессе экспериментальных занятий мы отмечали, что одним из признаков пробуждения глубокого интереса является интерес к создателю произведения (художнику, писателю). Если юный читатель не ограничивается знакомством с художественным произведением, а стремится понять, как оно создается, разобраться в истории искусства, он проявляет искусствоведческий интерес. Степень этого интереса может быть различна: от простого любопытства к тому, как создается иллюстрация или литературное произведение, до углубленного освоения творчества художника и писателя. Интерес к творческой деятельности фиксировался по склонности в свободное время рисовать, сочинять стихи, писать сказки.

Творческая активность в литературной и художественной деятельности создавала условия для творческой самореализации младших школьников, помогала им обрести чувство самоуважения и значимости выполняемой работы.

Поменялась мотивация чтения. Чтение становится радостью, а иллюстрация - источником вдохновения. Богатство воображения юных читателей, направленное в творческое русло, обеспечивало интенсивное эстетическое развитие, реализацию литературной и художественной деятельности.

В результате увиденных иллюстраций и прочитанных книг наблюдалась устойчивая потребность в самостоятельном творчестве. А это свидетельство творческого развития. Кроме того, использование интеграции, синтеза искусств как основного метода позволило добиться повышения уровня творческих работ всех без исключения детей и выявить среди них наиболее способных к тому или иному виду деятельности: литературной, художественной, сценической.

Hosted by uCoz