Пантюхова Т.В.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Школьная библиотека как объект изучения является сложной системой, которая складывается из множества объектов вместе с соотношениями между объектами и их атрибутами. Отсюда школьную библиотеку можно рассматривать как отдельную самостоятельную структуру; структурное подразделение образовательного учреждения; комплекс элементов двух объектов (библиотечного, педагогического), находящихся в отношениях и связях друг с другом, который образует целостность и единство. Школьная библиотека - это комплексный объект, который суммируется из двух объектов педагогического (УВП, субъекты образования, МТБ) и библиотековедческого (библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал, материально-техническая база).

Остановимся на трех методологических подходах, которые определяют рациональную линию в моделировании комплексного объекта, учитывают факторы как внешнего и внутреннего влияния, так пристрастия субъектов образования.

  1. Системный подход предусматривает рассмотрение школьной библиотеки как открытой сложной социальной системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой. Системный подход помогает библиотекарю понять взаимосвязь между подсистемами школы, их элементами, а также взаимовлияния друг на друга. Использование системного подхода способствует обеспечению единства деятельности всех элементов общеобразовательного учреждения, в том числе и библиотеки как целостной системы.
  2. Функциональный подход определяет приоритет целей, функций, из которых следует структура сложной системы комплексного объекта.
  3. Ситуационный подход предполагает, что эффективность деятельности библиотеки определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие различных факторов в школе и окружающей ее среде, постольку не существует стандартной модели школьной библиотек.

Общая идея подходов состоит в том, что при решении проблем, связанных с поиском оптимальной модели деятельности школьной библиотеки, происходит сопоставление необходимого и возможного, желаемого и достаточного, эффекта и ресурса.

Школьная библиотека с позиции комплексного объекта представляет собой трехуровневую организацию, включающую макро-, мезо- и микроуровни библиотечной деятельности.

Первый уровень, миссия библиотеки, включает формулировку и обоснование системообразующих идеологических положений, определяющих предназначение данного образовательного учреждения и его профильного направления. Одним из важнейших аспектов предварительной подготовки формулирования миссии школьной библиотеки является знакомство с особенностями информационно-образовательного и культурного пространства, в котором существует данная библиотека. На этом уровне определяется идея, формулируются стратегические цели, ставятся задачи, очерчивается проблема. В результате появляется программа развития библиотеки с учетом региональных (город, село), типологических (гимназия, лицей, школа), объективных (социум), субъективных (педагоги, родители, учащиеся), содержательных (профиль), ресурсных (МТБ, кадры), архитектурных ( проект здания) факторов. Макроуровень предполагает обязательную работу по формированию единых "правил игры команды", т.е. простраивание коммуникаций между элементами комплексного объекта. На данном уровне декларируются принципы деятельности, обусловливающие успешность реализации системообразующей идеи и являющиеся квинтэссенцией сложившихся в школе традиций и рождение новшеств, переходящих в инновации. Принципы не просто отражают манеру профессионального общения, основу благоприятного микроклиматата в школьном сообществе, но и отражают качественный уровень взаимоотношений между субъектами образования, стимулируют развитие межличностных отношений. Основными принципами могут быть: ценность и уникальность личности ребенка; развитие индивидуальных и оригинальных особенностей учащихся, педагогов, библиотекарей; исследование и открытие в творческом взаимодействие библиотекаря- ученика -педагога; ориентация на успешность.

Перечисленные принципы в предлагаемой системе (библиотека-школа-общество) подвержены изменениям: на определенном этапе старые принципы заменяются более актуальными, т.е. предопределяют систему как развивающуюся.

Второй уровень - конкретизация первого. Он включает проектирование организации библиотечно-информационных предложений субъектов образования с учетом школьного компонента содержания образования. Именно на этом уровне происходит расстановка приоритетов, акцентов деятельности школьной библиотеки, ориентированных на социальный заказ, который воплощается в модели выпускников трех ступеней образования: начальном, среднем, старшем (профильным).

Третий уровень - авторские библиотечные, информационные проекты, способствующие воплощению как миссии школы в целом, так и библиотеки в частности.

Приведенные уровневые обоснования не должны стать стандартной, догматической схемой для творческого поиска. При моделировании сложной и социальной системы, которой является школьная библиотека необходимо учитывать, что ее функционирование зависит от управления, осуществляемого людьми, то есть учитывать "человеческий фактор" - непредсказуемость, не формализуемость действий управления, организации и общения.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать выводы:

  1. На микроуровне библиотека рассматривается как самостоятельная единица, где элементы объекта взаимодействуют в замкнутой среде.
  2. На мезоуровне в объекте начинают образовываться внешние связи по отношению к библиотеке, но внутренние по отношению как структурному подразделению.
  3. На макроуровне образуется комплексный объект, в котором проявляется иерархичность системы, набор элементов двух объектов превращаются в связное целое. Связи между объектами изменяются в процессе функционирования системы. Целостность совокупности взаимодействующих объектов дают новые интегральные качества. Способность формировать новые интегральные качества оказывает влияние на систему, которая взаимодействует с внешней средой и проявляет новые качества.

Очевидно, что в современных условиях требования к школьной библиотеке предъявляются с учетом общих изменений в образовании и внутрисредовой образовательной деятельности. Несомненно, школьная библиотека должна превратиться не только в сложную социальную систему, но и в развивающуюся. Следовательно, библиотека общеобразовательного учреждения должна быть открытой, инициативной, инновационной.

Hosted by uCoz