Немчина И.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины ХХ в. эта категория не была предметом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство.

Лавинообразный рост потоков информации во второй половине ХХ в. породил такое хорошо известное всем явление, как "информационный взрыв", следствием которого явился информационный кризис - противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека в поиске нужной для него информации.

ХХI в. - век информационного общества, но полностью использовать информацию смогут только те члены общества, которые имеют необходимые знания и подготовку для ее поиска в информационном пространстве. Поэтому очень важно уже с юных лет воспитывать у ребенка потребность в получении знаний, прививать ему навыки самостоятельного поиска и систематизации информации.

По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте его объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений.

Сегодня стало очевидным, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость феномена информационной культуры.

Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества.

Сегодня задача первостепенной важности - формирование информационной культуры личности и, прежде всего, подрастающего поколения. И сами учителя, и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышенияуровня информационной культуры подрастающего поколения. Особое значение имеет проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры.

Основная нагрузка в процессе формирования информационной культуры личности ложится на образовательные и культурные учреждения, в том числе детские и юношеские библиотеки. Для последних работа в этой сфере традиционна, так как специалисты этих библиотек занимались пропагандой и формированием библиотечно-библиографических знаний (ББЗ) и сегодня продолжают эту работу, формируя информационную культуру своих юных читателей. Формы и методы работы по формированию информационной культуры в библиотеках и остались прежними, и модернизировались в соответствии с требованиями времени. Основными из них являются уроки информационной культуры, во время которых детей обучают поиску информации с помощью каталогов и картотек; компьютерной грамотности и поиску информации в электронных базах данных и Интернет; рациональной работе с книгой, ориентации в структуре различных изданий, в том числе справочных. Также происходит обучение аналитико-синтетической переработке информации (составлению конспектов, докладов, обзоров, аннотаций, рефератов и т.п.).

В детских библиотеках работа по формированию информационной культуры начинается с самого раннего возраста. Это и дошкольники, и младшие школьники, для которых в целях знакомства с библиотекой устраиваются экскурсии и развешиваются плакаты с общей информацией о библиотеке, о правилах пользования библиотекой. Учащихся среднего и старшего школьного возраста приглашают на библиотечные уроки, а чтобы закрепить полученные знания, им предлагают поучаствовать в различных библиотечно-библиографических КВНах и конкурсах.

В юношеских библиотеках особое внимание уделяется учащимся средних специальных учебных заведений и студентам вузов, для которых владение навыками работы с различными источниками информации является основным условием успешного обучения. С ними проводятся индивидуальные консультации по обучению поиску информации с помощью каталогов и картотек, работе со справочными изданиями, правильному оформлению выписок и цитат, аналитико-синтетической переработке информации.

К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Каждое изэтих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом - формирование информационной культуры личности.

Самым главным условием успешной работы по формированию информационной культуры читателей детских и юношеских библиотек является ее постоянность и системный подход к организации этой работы. Но, к сожалению, есть и проблемы, мешающие данному процессу, которые связаны с отсутствием специально подготовленных библиотечных и педагогических кадров, а также необходимой учебно-методической литературы. По этим причинам не все библиотеки в состоянии решить весь комплекс задач по формированию информационной культуры своих пользователей. Издержки этого подхода ярко проявляются в низком уровне информационной культуры такой категории, как юношество.

Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры подрастающего поколения, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности и не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т.д.

В последние годы формирование информационной культуры личности и построение информационного общества является одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО. Решению этой глобальной проблемы призвана Программа ЮНЕСКО "Информация для всех".

Основная целью программы ЮНЕСКО "Информация для всех" - развитие международного и регионального сотрудничества для строительства правового и свободного информационного общества. Хочется надеяться, что работа над этой программой будет одним из способов решения проблемы формирования информационной культуры личности.

Региональным способом решения проблемы представляется развитие системы информационного образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней, в том числе детских и юношеских библиотеках, курса "Основы информационной культуры". Примером модели программы такого курса является модель, разработанная на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

Разработанная модель была положена в основу комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учителей, студентов, аспирантов вузов. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели - облегчить положение потребителя информации в условиях современного "информационного взрыва", научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой "информационного самообслуживания".

Hosted by uCoz