Михалева Т.И.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Отношение к прошлому своей страны - показатель нравственного здоровья нации. Прошлое - это тоже богатство, оно переходит к потомкам как наследство. Только те страны имеют будущее, у которых есть прошлое.

Одна из героических страниц нашей истории, входящей в нашу современность, - это Великая Отечественная война. Влияние всего пережитого на ней не закончилось с ее окончанием. Война не только определила дальнейшую духовную жизнь прошедших через нее людей, но и должна помочь вступающим в жизнь новым поколениям осознать все значение борьбы за спасение человечества от фашизма, пробудить чувство гордости за свой народ.

Литература о Великой Отечественной войне дает незабываемые уроки исторической памяти, гражданственности. В книгах, рассказывающих о событиях шестидесятилетней давности, ставятся социально-исторические, нравственные проблемы, глубоко волнующие людей 2000-х гг. Изображать войну следует, по словам Ч. Айтматова, не в отдалении во времени, а с высоты времени, в новом возвышении. Новое слово о войне в наши дни должно вмещать в себя как саму войну в ее существеннейших проявлениях, так и опыт ее художественного осмысления, последующую человеческую историю.

В наше время ожесточенных дискуссий, переоценок прошлого важно показать подлинного героя войны, завоевавшего победу. Таким героем является народ, солдат и труженик: "Родину спас народ, вставший на ее защиту… Сменяются десятилетия, и многое из того, что провозглашалось у нас и превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу, подвигу народа в Отечественной войне, суждено навсегда остаться в истории".

В настоящее время в литературе о Великой Отечественной войне можно выделить два основных аспекта. Первый - историческая память, формирование национального самосознания, гордости за свой народ; второй - раскрытие античеловеческой сути фашизма, предупреждение об опасности его возрождения.

Литература о Великой Отечественной войне, адресованная юным читателям, развивается в русле тенденций, закономерных для всей литературы: от хроникально-событийного изображения войны к осмыслению нравственных истоков народного подвига. Можно говорить о слиянии двух направлений: героического и нравственно-философского.

В круг чтения подростков и юношества необходимо ввести произведения, как адресованные им, так и общей ("взрослой") литературы, близкой читателям по проблемам, доступной по художественным средствам. Прежде всего книги Б. Васильева, Г. Бакланова, В. Карпова, В. Смирного, В. Кондратьева, В. Семина, В. Астафьева, В. Быкова и ряда других талантливых писателей. Этот пласт литературы, обладающей уникальным воспитательным потенциалом еще недостаточно используется.

А. Толстой считал, что задача литературы - "не показ, не отображение, а осмысление происшедшего и происходящего и творческий взгляд в будущее".

Главная проблема военной прозы - человек на войне - рассматривается в различных аспектах. Важнейшие - "война и дети" и "война и молодость".

Гуманистический пафос литературы о Великой Отечественной войне наиболее зримо выражен в теме "война и дети", лейтмотив ее - несовместимость этих понятий, противоестественность войны выявляется через судьбы детей, попавших в ее жернова. Выбор материала, аспекта рассмотрения определяются творческим своеобразием писателя, его военной судьбой. Обращение к теме страданий детей требует от автора особой этической ответственности.

Сосредоточив внимание на духовном облике героев, на нравственных истоках и мотивах их поведения на войне, выбора своего места в жизни в этих очень сложных условия, авторы прослеживают процесс гражданского мужания под непосредственным воздействием событий войны, в условиях войны. В регулярной армии - Р. Погодин, А. Очкин, В. Каверин; в партизанском отряде - Ю. Яковлев, О. Грабарь; на оккупированной территории - В. Богомолов, Я. Ершов; в тылу - А. Лиханов, В. Костенко, Г. Калинин. В другом случае - по прошествии лет, при соприкосновении с событиями военной поры, с ее участниками. Возрастает воздействие литературы, когда эти два аспекта изображения человека на войне соединяются в одном произведении, судьбы героев прослеживаются в наши дни, картины современной жизни переплетаются с военными и дают возможность наблюдать эволюцию характера героя. Примечательно, что интерес читателей с возрастом перемещается от поступка героя к психологическому состоянию, к нравственным источникам подвига.

Ранее взросление, до времени скрытая готовность к подвигу, общность духовно-нравственного становления объединяют героев произведений разных авторов: В. Железникова, Ю. Яковлева, А. Рыбакова.

Суть проблемы "война и молодость" выражена в словах Б. Васильева: "Если под молодостью понимать возраст, а под юностью период жизни, то наше поколение было лишено юности. Оставаясь молодыми - и даже очень молодыми! - мы перешагнули через юность не потому, что взяли в руки оружие, а потому, что взяли на себя ответственность за чужие жизни. Нет, мы не стали молодыми стариками, мы стали молодыми взрослыми".

В творчестве разных писателей картины войны даны с различных точек зрения, в восприятии людей, отличающихся по жизненному опыту, духовному складу. Объединяет эти произведения четко выраженная авторская позиция, точные реалии солдатского быта, углубленный психологизм, атмосфера суровой правдивости, естественность повествования.

Проблема определения молодым человеком своей гражданской позиции в экстремальных условиях, нравственного выбора, ведущего к подвигу или предательству - главные в повестях В. Смирнова "Жду и надеюсь", В. Быкова "Сотников".

Вопрос о соотнесении истории и отдельной человеческой личности, мере личной ответственности каждого за исход войны - основной в романах и повестях Г. Бакланова "Навеки девятнадцатилетние", В. Карпова "Взять живым", В. Кондратьева "Сашка" и "Отпуск по ранению", Б. Васильева "Завтра была война". Их героев роднит верность долгу, умение остаться человеком в нечеловеческих условиях.

Особую актуальность в современных условиях приобретают произведения о Великой Отечественной войне, где раскрывается античеловеческая сущность фашизма. Губительность фашизма, показанная через судьбы детей и стариков, увеличивает эмоциональное воздействие.

Проблема решается на различном материале: арбайтлагерь (В. Семин "Нагрудный знак "ОSТ"), концлагерь (Б. Евсеев "300 марок"), подлинные документы, введенные в роман В. Смирнова "Жду и надеюсь".

Представления о фашизме даны в восприятии людей разного возраста: подростка (В. Семин), юноши (В. Смирнов), пожилого человека (Б. Евсеев). Особенность этих произведений - внимание не столько бытовым реалиям, сколько психологии героев, постигающих суть фашизма.

Грозное предостережение звучит в романе П. Дашковой "Приз"(2004.г.) - возрастает опасность вовлечения в неофашистские организации подростков и юношей, не знающих подлинной сути фашизма.

Непосредственно к молодому поколению обращаются писатели не только с напоминанием о трагедии унесенных войной жизней, человеческих страданиях, но и с предостережением от ее повторения. Цель литературы о Великой Отечественной войне разбудить, потрясти, заставить почувствовать чужую боль, как свою.

Hosted by uCoz