Марусич Ж.В.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Необходимость принципиально новых ориентаций и подходов в политике социально-культурной реабилитации инвалидов назрела давно. Инвалид, как равноправный член нашего общества, имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, творчестве, обеспечивающие ему возможность жизни в открытом обществе. Признание самоценности личности инвалида, его права на посильное участие во всех сферах жизни закреплено в комплексе нормативных актов государственных органов и общественных объединений, занимающихся реабилитацией и интеграцией инвалидов в общество.
Особое место в этой деятельности занимают библиотеки, стремящиеся создать равные условия для работы, учебы, развития интеллектуального и творческого потенциала данной категории населения, акцентируя свое внимание на обслуживании детей-инвалидов, оказание им помощи в приобретении социального опыта, обогащения духовного мира через книгу, организацию досуга, профориентацию.
В последние годы в Ставропольском крае в связи с неблагоприятными экологическими, экономическими, наследственными и другими факторами резко возросло число детей, подростков, молодежи с патологией органов зрения. По статистическим данным детей-инвалидов в крае на 1 января 2004 г. - 11103 человек. Инвалидность по зрению имеет 859 детей в возрасте до 16 лет. В городе Ставрополе детей-инвалидов 1054 человека, из них 125 человек имеют инвалидность по зрению.
Ставропольская краевая библиотека для слепых им. В. Маяковского на протяжении своей 40-летней деятельности работает с детьми-инвалидами по зрению. В 90-е гг. работа с детьми, имеющими дефекты зрения, выделилась в приоритетное направление, что позволило проводить в рамках региона не только практическую, но и научную деятельность, что способствовало постоянному совершенствованию библиотечного обслуживания, удовлетворению запросов и формированию новых культурно-досуговых потребностей посетителей.
Ребенок, по меткому выражению А. Лиханова, "экстерриториален и наднационален". В наибольшей степени это относится к детям- инвалидам. Недуг ведет ребенка к изоляции от общества, затрудняя его физическое, психическое, личностное развитие. Круг людей, с которыми он общается, узок, в то время как рядом существует большой мир, незнакомый и мало доступный для познания. Вот почему важно, как можно раньше привлечь к сфере обслуживания таких детей заинтересованные организации и учреждения, в конкретном случае - библиотеки.
Создание культурологического пространства - комфортной развивающей среды для развития творческого, интеллектуального потенциала ребенка-инвалида стало важнейшей целью библиотеки. Был разработан цикл программ, включавших инновационные наработки и методики, которые способствуют формированию литературной ориентированности детей с физическими ограничениями, воспитанию устойчивого интереса к постоянному общению с книгой, дают новые знания и навыки, укрепляют психологическое "самоощущение" ребенка. В цикл вошли более 10 программ и проектов.
Открытый в 2002 г. зал реабилитации для детей-инвалидов стал базой отработки данного проекта. Зал включает творческую лабораторию чтения и службу психолога. Поддержка Института "Открытое Общество" позволила оснастить зал высокотехнологическим сенсорным оборудованием. Использование подобного адаптационного комплекса способствовало стимуляции ослабленных сенсорных функций детского организма, развитию сохраненных анализаторов и компенсаторных возможностей, выполняет релаксирующую функцию во время сеансов библиотерапии и музыкотерапии, сказко- и игротерапии, в процессе проведения массовых мероприятий, положительно влияет на общее эмоциональное состояние детей. Групповые занятия с детьми отличаются разнообразием тематики и форм: "Книжный дом-библиотека" - экскурсия; "Твои первые энциклопедии или книги, которые знают все" - адоптированный библиотечный урок; "Азбука компьютера" - компьютерный час; "Веселая перемена" - видеосеансы; "Солнышко на память" - познавательный спектакль; "Мой друг - необычный человек" - конкурс и др.
На занятиях дети вовлекаются в совместную деятельность и сам процесс мероприятия: они активно инсценируют маленькие рассказы и стихотворения, принимают участие в театрализованных представлениях, учатся правильной дикции, умению выступать публично. Развитию внимания, памяти, воображения, фантазии и логики мышления в процессе проведения занятий способствуют ситуационно-ролевые игры с заданиями типа: докажи, вспомни, представь, нарисуй, рассмотри и придумай и др.
Через книгу библиотекарь влияет на развитие творчества ребенка-инвалида. Детская книга, освященная вековыми традициями, отшлифованная кропотливым трудом многих талантливых мастеров, сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. В последние годы во всем мире специалисты в области коррекционной педагогики и информационной доступности все более серьезное внимание уделяют созданию и эффективному использованию тактильных книг для детей-инвалидов по зрению. Тактильная книга имеет множество вариантов исполнения и использования в зависимости от возрастных особенностей или дидактических задач.
Ставропольская краевая библиотека для слепых разработала коллекцию тактильных книг-игрушек для слепых детей со специальным сопровождением: изданиями по системе Брайля; "говорящими" книгами; книгами укрупненного шрифта.
Созданием этой коллекции библиотека решала триединую задачу: оказание реальной помощи ребенку в обследовании и познании мира, получении представления о явлениях и вещах его окружающих; развитие в процессе игры-чтения необходимых навыков, полезное использование остатка зрения, совместная работа глаза и руки, мелкая моторика пальцев, элементарные бытовые навыки (использование застежек молний, крючков, пуговиц, шнурков, кармашков и т.д.); выработка у детей устойчивого и постоянного интереса к чтению вообще, к изучению системы Брайля как основы письменности для незрячих людей.
Исходя из первоочередной потребности детей в познавательных и обучающих изданиях изготовлены следующие тактильные книги: Александр Екимцев "Времена года", "Кавказские Минеральные Воды", "Занимательная астрономия" и многие другие (всего в фонде библиотеки - 15 тактильных книг).
Все изготовленные книги несут большую тактильную информацию, имеют множество игровых деталей, разнообразны по дидактическим задачам и коррекционным задачам, а главное - дают возможность слепым и слабовидящим детям познать окружающий мир и развить свое творчество. Создать своими руками то, что они узнали в процессе занятия-игры.
Развитию творческих способностей детей-инвалидов способствуют занятия в детском творческом клубе "Свеча" и кружке "Золотые ручки", которые уже несколько лет функционирует в библиотеке. Для решения задач развития творческих способностей детей, эти кружки используют различные средства и формы организации: эстетически организованная среда: экспозиционное пространство, арт-ателье-место для индивидуальной и коллективной творческой деятельности; экскурсии разнообразные по форме и содержанию: экскурсии-диспут, экскурсия-диалог, экскурсия-путешествие и др.; развивающие игры, интеллектуальные игры, смотры, конкурсы и другие виды культурно-досуговой деятельности.
Общение детей в них облегчает процесс самораскрытия и самопознания. Во время занятий творчеством положительно меняется психология ребенка-инвалида. Часто в кружках творчества рядом с детьми с нарушением зрения занимаются дети с полноценным зрением, имеющие незрячих родителей. Так на практике происходит интеграция ребенка с физическими ограничениями в общество здоровых детей. Скромные успехи детей представлены на постоянно обновляющейся выставке творческих работ "Чудеса своими руками".
В начале третьего тысячелетия, условия процесса личностного развития ребенка в нашей библиотеке стали многограннее и значительно сложнее. Более тесными стали межведомственные контакты; заметную помощь оказывает работа школьных психологов, семейных социальных психологов, специалистов медико-социальных центров и служб города. В этих условиях задача социальной реабилитации ребенка с проблемами зрения стала реально выполнимой, а использование социокультурных технологий позволяет не только добиваться ее ускорения, повышать эффективность, но и качественно изменить жизнь и его ближайшего окружения.