Балашова Е.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОСОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Старинная русская традиция - семейные вечера. Семья собирается в гостиной: старшее поколение: дедушка и бабушка; взрослые члены семьи: мама, папа, тетя и дядя; и дети - мальчики и девочки всех возрастов - от самых маленьких до старших подростков.

Бабушка играет на фортепиано - мама исполняет русские романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном - студентом "научный" спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине…

Традиция семейного чтения в России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была устойчивой до тех пор, пока "читательское сидение" в кругу семьи, не вытеснялось другими формами проведения досуга: дети смотрят "видик", играют в компьютерные игры с шумом, стрельбой и полуцензурными репликами; "тащатся" от песенок, из которых набор ("я знаю все твои трещинки", "забирай меня скорей, я ведь взрослая уже", "моя мама варит кофе" и последний "хит" - "ты беременна - это временно") - далеко не самый сногсшибательный из сегодняшней попсы.

Интересны результаты опроса барнаульских школьников 9-11 классов (Алтайский край) (исследование кафедры библиотековедения и библиосоциальной работы, АГИИК). На вопрос читают (или читали) ли родители с ними какие-либо книги, абсолютное большинство ответило - нет; и только несколько подростков смогли вспомнить, что в младшем возрасте родители читали им детские книжки. А на вопрос, обсуждается ли сейчас в семье прочитанное или увиденное в кино и по телевизору, только 3% детей ответили положительно.

Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок 5-7 лет воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.

И организация семейного чтения, и само понятие "семейное чтение" считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Центральной проблемой организации семейных чтений является создание специальных программ. В.А. Невский выделяет следующие требования к программам семейного чтения: 1) предварительный отбор литературных произведений; 2) их прочтение; 3) формулирование основной идеи каждого из них; 4) окончательный отбор литературных произведений; 5) классификация их по доминантам: мировоззренческой, познавательной, воспитательной; 6) распределение отобранных по вариантам произведений, в пределах 3-5; 7) организация их в пределах каждого варианта.

Работа с семьей может быть организована в условиях публичных библиотек любого типа. В последнее время обсуждается вопрос о необходимости создания специальных библиотек, обслуживающих информационные запросы семьи.

Специализированные библиотеки, работающие с семьей, называемые библиотеками семейного чтения, библиотеками семейного досуга, создаются в населенных пунктах с хорошо развитой библиотечной сетью, как правило, в больших городах. Иногда выделить специализированный филиал семейного чтения удается и в рамках централизованной библиотечной системы сельского типа. Необходимость создания специализированных филиалов решается в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий. Такой филиал получает приоритетное право на комплектование изданиями семейной тематики, по организации быта семьи, домоводству, приусадебному хозяйству, вопросам воспитания детей и другим аспектам семейной жизни. Такие филиалы обслуживают и взрослых и детей. Это требует особого режима их работы, гибкой расстановки книжного фонда, располагающего к отдыху и неформальному общению, интерьера библиотеки.

Что же представляет собой семейная библиотека? Как отмечает Е.С. Краснова, по комплектуемым документам и по категории обслуживаемых потребителей семейная библиотека уникальна (комплектуется литературой универсальной тематики, обслуживает читателей любого возраста, профессии, образования и т.д.). Специализация семейных библиотек определяется характером обеспечиваемых информационных потребностей, связанных с жизнедеятельностью семьи.

Одной из первых библиотек семейного чтения стала библиотека - филиал №185 Кунцевского района Москвы. В последнее время библиотеки для обслуживания семьи стали создаваться в различных регионах страны. Каждая из них уникальна по структуре, фондам, формам работы.

Как пишет М.В. Коптяева, в основу концепции библиотеки семейного чтения легла идея о влиянии книги и чтения на семейное воспитание, а через семью - на формирование духовной культуры общества. Со слов автора, эта идея возникла еще в 80-е годы 20-го в. в свете наметившихся перемен в обществе в целом, и, в частности, в концепции семейного воспитания. Перспективной представляется в этом плане деятельность муниципальной объединенной детской библиотеки г. Екатеринбурга, где разработан блок-модуль специализации семейного чтения. В основу деятельности объединенных двух библиотек (детской и взрослой) заложены четыре блока: 1) организация самостоятельного чтения детей и взрослых, их совместное чтение любимых книг родителей и знакомство родителей с кругом чтения детей; 2) совместный досуг, семейные праздники; 3) информационный блок: информация о книгах для взрослых (психолого-педагогический аспект чтения родителей), информация о книгах для детей (по интересам и в помощь школьной программе); 4) педагогическое самообразование, цикл лекций по проблемам семейного чтения, консультации.

В 2001 г. в ЦБС г.Рубцовска Алтайского края был проведен интересный эксперимент, целью которого являлось выявление значения психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка в периоды до рождения и младенчестве, а также определение значимости вклада матери в успешное течение этого процесса. Исследование проводилось в форме наблюдений за двумя группами будущих матерей, в первой из которых не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка.

Была разработана программа "В мир искусства - до рождения", которая предусматривала просмотр видеокассет "Релакс видео", видеопособия "Грудное вскармливание", альбомов и книг по искусству, видеоэкскурсии "Эрмитаж" и "Русский музей". Для прочтения в кругу семьи будущим родителям предложили специально составленный список книг, предусматривающий литературу о беременности и первых неделях жизни младенца, а также "читалочки", ласковые песенки, сказки и стихи для самых маленьких.

Спустя шесть месяцев после рождения, дети этой группы лучше развиты физически, сообразительны, спокойны, доверительно и доброжелательно настроены. По множеству объективных показателей они отличаются от детей контрольной группы более высокой степенью развития уже в первом полугодии жизни - констатируют авторы исследования.

Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской наряду с традиционными формами обслуживания применяет новые формы работы, такие как фестиваль детской книги, фурор чтения, Дни семейного отдыха. С 2001 года АКДБ разрабатывает программу "Семья", которая содержит такие формы работы, как профессиональный конкурс творческих работ детских библиотекарей "Радость общения в семейном кругу"; краевой семинар "Библиосоциальная работа детских библиотек: семья и дети- инвалиды"; творческая лаборатория "Библиотека. Семья. Грани взаимодействия"; издание серии дайджестов, закладок, буклетов: "Как не стать чужим своему ребенку", "Что делать, если ваш ребенок не внимателен?", "Курение: почему это вредно?", "Читай, играй… и подрастай"; день информации "Растим счастливых детей"; цикл бесед, книжных выставок "Чтобы лучше понять родителей"; день семейного творчества "Прекрасное своими руками"; клуб семейных встреч с участием врачей, педагогов, психологов; цикл бесед для родителей "Книги для пап и мам".

В настоящее время АКДБ им. Н.К. Крупской разрабатывает проект "Библионяня" - проект по созданию центра библиотерапевтической помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям.

Библиотека-филиал №17 им. В.В. Маяковского Барнаульской ЦБС (Алтайский край) ведет непосредственную работу с семьей на абонементе. Анализ семейных читательских формуляров проводится 2-3 раза в год, он помогает выявить круг интересов всех членов семьи, что позволяет точнее выполнить запросы семьи, информировать о новинках литературы, беседовать о прочитанном. В библиотеке был организован культурно-досуговый центр "Встреча" для родителей. Семейному досугу уделяется особое внимание. Проводятся семейные праздники совместно с другими общественными организациями. Библиотека реализует программу "Библиотека радостного чтения и творчества".

Определенный отпечаток накладывают сформировавшиеся в последние годы стереотипы отстраненности библиотеки от семьи. Библиотека оценивается, с одной стороны, как учреждение, неспособное удовлетворять потребности семьи в информации, с другой, - на библиотеку возлагается полностью ответственность за организацию детского чтения. На базе муниципальной ЦБС г. Ижевска было проведено исследование с целью выявления роли библиотеки в формировании семейного чтения. Автор, М.А. Полищук, сделала следующий вывод: сегодня библиотека уже перестает быть просто хранилищем книг, постепенно превращаясь в центр социальной помощи своим читателям.

Библиосоциальная работа с семьей, как считает Р.А. Трофимова, должна начинаться с выработки стратегии, т.е. определения и реализации долговременных, наиболее важных целей и задач. Среди первоочередных планируется и реализуется глубокое изучение самой проблемы в широком масштабе. Обращается внимание не только на проблемные характеристики семьи, но и их дифференциацию по категориям (молодая семья, вторичная, неполная, однополая, многодетная, бездетная, пожилая и т.д.).

Такая деятельность библиосоциальных работников значительно расширяет основное содержание работы с семьей и позволяет иначе взглянуть на функции библиотек как социальных учреждений. Так, информационная функция включает: 1) сбор сведений о различных типах семей на обслуживаемой территории, классификацию их проблем и потребностей, вычленение и поиск инстанций, способных помочь семье; 2) определение характера запроса и реального положения дел в семье; 3) информирование семьи о ее праве на поддержку, формах и условиях ее получения, о специалистах (или, например, о кризисном центре для женщин), которые могут наиболее эффективно помочь в решении семейной проблемы; 4) анализ фонда библиотек через призму проблем клиентов и создание аналитических списков литературы.

нажми сюда
Hosted by uCoz