Еременко Т.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ОПЫТЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОБЕРТА ХАУЗА УНИВЕРСИТЕТА СЕВЕРНОЙ КАРОЛИНЫ В ЧАПЕЛ ХИЛЛ, США)

Современная информационно-образовательная среда (ИОС) как совокупность условий, в которых субъекты образования удовлетворяют свои информационые потребности, развивается на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловливает приоритет электронных ресурсов в ее наполнении. Чем более разнообразным и объемным становится состав этих ресурсов, тем востребованее навыки и умения студентов в поиске, отборе и использовании электронной информации. Вузовские библиотеки встают перед задачей формирования у своих пользователей уровня информационной грамотности, который обеспечивал бы эффективность обучения в современной ИОС. В настоящем докладе рассматриваются некоторые формы такой работы на опыте студенческой библиотеки Роберта Хауза Университета Северной Каролины в Чапел Хилл, США. Изучение настоящего опыта стало возможным благодаря участию автора в международной программе Фулбрайт по обмену учеными 2004-2005 гг.

Студенческая библиотека Роберта Хауза (Undergraduate R.B. House Library) является частью большой библиотечной системы Университета Северной Каролины в Чапел Хилл. Ее главной задачей является удовлетворение информационных потребностей студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Наряду с печатными изданиями и медиа-ресурсами, библиотека предоставляет доступ к системе электронного резерва, широкому спектру баз данных, онлайновому каталогу и электронным журналам.

Интенсивное использование студентами электронных ресурсов при выполнении учебных заданий определяет тематику и содержание проводимых библиографами библиотеки Роберта Хауза семинаров и групповых консультаций. Такие формы библиографического обучения остаются достаточно традиционными с точки зрения их организационной модели, а именно: библиотекари устанавливают связь с преподавателями, выявляют потребность в проведении занятия по информационной грамотности, назначают время и место этого занятия и проводят его, с обратной связью от студентов в форме небольшой анкеты. В настоящем же докладе внимание обращается на изменения, происходящие в формировании информационной грамотности студентов под влиянием интернетизации библиотечного сервиса. Принципиально новый уровень возможностей здесь достигается при интерактивных онлайновых формах информационного обслуживания. Как о складывающейся закономерности, можно говорить о растущей роли онлайнового индивидуального консультирования студентов с элементами обучения их навыкам информационного поиска в ИОС.

В контексте рассматриваемых проблем актуально обращение к концепции так называемого "доступного обучению момента" (teachable moment). Согласно американским библиотечным специалистам К. Дюзенбьюри и Б. Пиз, доступный обучению момент - это оптимальное время, когда обучаемый готов учиться, и лучшее время, а в иных случаях и единственно возможное, когда это обучение может быть проведено. Момент, когда пользователь не может получить какой-то информации, в которой он нуждается, наиболее благоприятен для его обучения. В отличие от традиционных форм библиографического обучения, ориентированного на то, чтобы научить студента сейчас отвечать на вопросы, которые возможно возникнут у него в будущем, при использовании доступного обучению момента библиотекарь вооружает студента однозначно привязанными к конкретной информационной потребности знаниями и навыками, в полезности которых обучаемый убеждается сразу же.

Онлайновые справочно-библиоографические информационные услуги в интерактивном режиме, предлагаемые современными вузовскими библиотеками США, являются наиболее благоприятной почвой для создания "доступных обучению моментов", что убедительно демонстрирует изучение сервиса "IM a Librarian", практикуемого в студенческой библиотеке Роберта Хауза. Сервис базируется на широко распространенном в США программном обеспечении AOL Instant Messenger (IM), аналогичном популярной в России и Европе известной программе для общения ICQ. AOL Instant Messenger позволяет обмениваться мгновенными сообщениями между пользователями, участвовать в видеоконференциях и чатах, передавать друг другу различные файлы. Библиотека Роберта Хауза использует AOL IM для ответа на вопросы пользователей в реальном времени с 2003 г., и популярность этой услуги среди пользователей неуклонно растет. Только в ноябре 2004 г. с помощью "IM a Librarian" было отвечено на 523 сообщения.

Хотя услуга предоставляется без ограничений любому пользователю Интернета (информацию см. по адресу: http://www.lib.unc.edu/house/im_a_librarian.html), подавляющее большинство вопросов в "IM a Librarian" задается студентами Университета Северной Каролины. Отвечая на них, библиографы часто не столько ищут информацию и в готовом виде пересылают ее пользователю, сколько консультируют, как и где информация может быть найдена. На примере двух диалогов, приведенных ниже, можно наглядно представить, как происходит общение, как студенты воспринимают и усваивают новые для них знания (в диалогах "П" означает "пользователь", "Б" - "библиограф").

Диалог 1.

П: Привет, у меня вопрос.

Б: Привет!

П: Я думаю, что в университете нет журнала "Journal of Visual Impairments & Blindness", или есть?

Б: Сейчас я проверю...

П: Если нет, где я могу найти статью онлайн?

Б: На самом деле журнал есть. Пришлось поискать,чтобы узнать.

П: Классно! Это электронный журнал или мне придется приходить?

Б: Вы ищете конкретную статью? Статьи с 1993 г. доступны через электронный журнал. Чтобы их найти, откройте http://www.lib.unc.edu/ и под ссылкой "Базы данных статей и более" откройте "Поиск электронных журналов".

П: Ага! О! Есть! Я думаю, я это уже раньше делал.

Б: Написание чувствительно к регистру букв. Попробуйте ввести слово blindness.

П: Есть! Здорово, это работает! Ага, узнал что-то новое, спасибо!

Б: Пожалуйста! Что-то еще, в чем я могу помочь?

П: Спасибо, нет.

Б: Хорошо, удачного вечера.

П: Спасибо, Вам также.

Диалог 2.

П: Привет, мне нужна помощь в поиске статей об отношениях детей в семье и как они влияют на развитие ребенка.

Б: Хорошо, где Вы уже искали? И как много и какого типа Вам нужна информация?

П: Я пробовал искать в базах данных psyc и eric, но не нашел ничего подходящего, а особенно статей в формате pdf или похожих, которые я мог бы читать сразу.

Б: Вам нужны только научные статьи? Я только что искал в Academic Search Elite и нашел 52 названия. Я могу рассказать, как я искал, и такой поиск можно повторить также в других базах.

П: Это было бы прекрасно. Мне нужны научные статьи после 1997 г.

Б: Хорошо, скажите мне, когда Вы откроете Academic Search Elite и я объясню, как искать. И включает ли поиск статьи 1997 г.?

П: academic search elite? Это ссылка в "Базы данных статей"? 1997 г. не включать, извините.

Б: Откройте главную страницу баз данных статей http://eresources.lib.unc.edu/eid/ и база данных Academic Search Elite сверху справа, откройте ее. И я только что сделал поиск с ограничением по годам, это 25 статей.

П: Есть.

Б: В первой рамке напечатайте точно так же, как я: (sibling* or brother* or sister*) and (bond* or relationship*). Во второй рамке: child development. * - это усечение, что означает, что будут найдены слова со всеми окончаниями, например, brother и brothers, и т.д.

П: Ух, ладно.

Б: Скажите мне, когда все будет написано, и я объясню следующий шаг.

П: Все написано.

Б: Хорошо. Сейчас внизу в секции "Уточнить поиск".

П: Есть.

Б: В "дата публикации" введите даты Jan 1997 и Dec 2004 и ниже сделайте отметку в рамке Scholarly (peer reviewed journals).

П: Есть.

Б: И теперь, если Вы щелкнете на "Поиск", Вы должны получить 25 статей. Большинство из них будут полные тексты.

П: Есть, здорово! Огромное спасибо!

Б: Начните просмотр, и если Вам нужна будет помощь, снова напишите нам. Еще какие-то вопросы?

П: Нет, я действительно не знал, как искать в базах данных, спасибо за помощь.

Б: Это нормально, иногда можно сбиться с толку, так как базы данных все разные. Пишите нам, если будут вопросы, и удачного дня.

П: Вам также!

Анализ архива ответов на запросы пользователей в "IM a Librarian" библиотеки Роберта Хауза свидетельствует, что примерно каждый третий ответ сопровождается консультацией библиографа по поиску информации, объем консультации варьируется в зависимости от сложности запроса. Характерными особенностями информационного поиска студентов выступают следующие: (1) безусловный приоритет, отдаваемый онлайновым ресурсам, с разочарованием в результатах поиска, если они сводятся только к печатным ресурсам; (2) готовность и желание обучиться новому, предпочтение сделать поиск самостоятельно, а не ждать готового списка источников от библиотекаря; (3) точные критерии относительно количества и типа информационных источников, необходимых для выполнения того или иного учебного задания; критерии задаются преподавателями курсов.

Несомненно, что сервисы в режиме реального времени, подобные "IM a Librarian", будут активно развиваться в ближайшие годы в библиотеках, которые обслуживают студентов. Для специалистов, занимающихся вопросами информационной культуры, такие услуги могут и должны стать как объектом изучения, так и практическим каналом для формирования информационно грамотного пользователя.

Hosted by uCoz