Егорова Н.А.

БИБЛИОТЕКИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ: НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Экологическое воспитание и просвещение - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов.

В формировании экологического сознания можно выделить две формы: воспитание в духе общих идей охраны природной среды и бережного к ней отношения; специальное экологическое образование.

Моисеев предлагает общую схему экологического воспитания: "Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества".

Сегодня в России уже существует большинство основных звеньев экологического воспитания и образования. Во многих технических учебных заведениях созданы кафедры экологии и экологические центры. В регионах России создан ряд школ и средних учебных заведений, ориентированных на проблемы экологического образования и воспитания.

Для создания целостной системы необходимо найти способы организации семейного экологического воспитания и образования и наладить процесс повышения экологической образованности педагогического персонала. Каждый управленец должен пройти экологическое обучение. Люди, занимающие руководящие посты должные обладать экологическими знаниями.

Проблема организации системы экологического воспитания и образования межведомственная, в ее решении должны принимать участие многие государственные и общественные организации. Решение этой проблемы имеет региональную направленность. Следует всячески приветствовать и поддерживать в этой сфере негосударственные формы обучения.

Библиотека наиболее демократический социальный институт и именно ей предопределено играть роль информатора о состоянии экологической ситуации. Цели экологического воспитания в библиотеке:

  1. Формирование у читателей определенной системы знаний об основах экологии, представлений о взаимодействии природы и общества, о рациональном природопользовании.
  2. Овладение читателями информацией об экологических кризисных явлениях и выработка бережного отношения к сохранению природных богатств.
  3. Воспитание у читателей экологической этики, т.е. привычек экологически целесообразного поведения и действий по отношению к природе.
  4. Формирование у читателей навыков элементарных практических действий по защите природы.

Каждая библиотека определяет для себя круг деятельности, работа ведется последовательно, систематично. Сложилась система библиотечного обслуживания включающая: информационное обеспечение специалистов и общественности; содействие экологическому образованию, просветительскую и досуговую деятельность; повышение квалификации библиотечных специалистов. Главное внимание направлено на пополнение фондов, активизацию взаимодействия с экологическими организациями и информационными учреждениями, изучение и обобщение опыта работы библиотек.

Библиотеки располагают творческим и информационным потенциалом. Для поиска информации используются книжный, патентный фонды, периодика, ресурсы Интернет. Экологическим проблемам современности посвящаются массовые мероприятия. Неоценима помощь Комитетов природных ресурсов, выделяющих деньги на подписку, приобретение книг, проведение экологических конкурсов и других мероприятий.

Обретение навыков решения экологических проблем достигается совершенствованием средств, форм, методов экологического образования, расширением сотрудничества с другими библиотеками, краеведческими музеями, учителями-предметниками, природоохранными органами, общественными организациями, органами культуры и образования, СМИ.

У многих библиотек сложилась целая система по формированию у читателей экологического самосознания, включающая изучение книжного фонда, подписку на специализированные издания, связи с комитетами по экологии; продумывается даже интерьер библиотеки. Новое явление - участие библиотек в международных экологических кампаниях.

Особое внимание уделяется формированию СБА природоведческой и экологической тематики. Используются тематические картотеки, рекомендательные списки литературы, указатели, буклеты, индивидуальное информирование.

Непосредственно участвуют в процессе непрерывного экологического образования детские библиотеки. В активе разные формы и методы: выставки, игры, викторины, конкурсы; недели, месячники популяризации литературы по экологическому просвещению, экологические клубы, театры книги, устные журналы и громкие чтения по книгам писателей-природоведов, экологические праздники и путешествия, встречи с экологами-краеведами, летние экологические школы, творческие мастерские, просветительские акции, беседы, экскурсии, "уроки доброты", диалоги, лекции, марши, информ-стенды, видеофильмы, эко- и туристические тропы, семейные гостиные, поисковая работа. Библиотекари инициируют научные исследования: научно-практические конференции, написание рефератов, докладов, составление альбомов, гербариев, справочников, карт загрязнения населенных пунктов.

Современная ситуация требует пересмотра некоторых принципов и подходов в содержании экологического просвещения детей и подростков. На практике это выражается в разработке концепций и проектов долгосрочных программ работы библиотек по экологическому просвещению детей и подростков; обобщении и распространении ценного опыта на районных, областных семинарах, научно-практических конференциях; научно-исследовательской деятельности. Эколого-познавательные программы составляются и реализуются на партнерской основе с другими заинтересованными организациями.

Большой общественный резонанс имеют традиционные смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению. Они отражаются в СМИ, способствуют активизации решений экологических проблем района (поселка, города), воспитанию любви и бережного отношения к родной природе, повышению профессионального уровня работы библиотекарей по экологическому просвещению. Участие детских библиотек в этих конкурсах активизирует работу по экологическому просвещению детей, родителей, педагогов, библиотекарей.

Один из главных принципов экологического просвещения - краеведческий аспект. Развивая экологическое краеведение, детские библиотеки ставят своей задачей через книгу, чтение, акции по защите природы привить детям любовь к своему краю, информировать их о памятниках природы. Детские библиотеки выступают с инициативой краеведческих чтений по творчеству писателей-земляков, проводят премьеры, презентации их новых книг, создают собственные книги, тематические досье, путеводители, дайджесты, журналы, газеты, закладки.

Одна из новых форм работы с читателями-подростками - организация семинаров нерешенных проблем или лекций, на которых подростки присутствуя при разговорах-спорах взрослых об экологических проблемах района, области, страны, путях их решения, могут мыслить глобально, способны подвергать анализу свою практическую деятельность и способность усваивать высокий уровень знаний. Экологическое воспитание читателей-детей способно достигнуть более высоких результатов, если одновременно вести работу по развитию экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей.

Компьютеризация библиотечных процессов позволяет вывести информационную работу на новый уровень: создаются собственные базы данных экологической направленности, используется Интернет, выпускаются СD-RОМы по экологическим проблемам.

Остро стоит вопрос повышения уровня экологического образования библиотечных кадров. Решающее значение для работы с читателями имеет библиографическая подготовка библиотекаря в области экологии.

Экологическому воспитанию одни библиотеки уделяют больше внимания, другие меньше, но ни одна из них не остается равнодушной к этой теме, многие нашли свой стиль. Непрерывность, комплексность, ориентация на все группы населения - вот основные сегодняшние ориентиры экологического просвещения в библиотеках.

Hosted by uCoz