Дронова Н.А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ"

В октябре 2004 г. кафедрой социологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова совместно с информационно-библиотечным центром (библиотекой) было проведено пилотажное исследование с целью выявления эффективности работы библиотеки путём изучения мнений студентов о её работе.

Объектом исследования была выбрана вузовская библиотека РЭА им. Г.В. Плеханова, а предметом исследования - выявление мнения студентов о путях совершенствования деятельности библиотеки. В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что библиотека академии, пройдя почти столетний путь развития, нуждается в дальнейшей модернизации, внедрении инновационных технологий и трансформации. Начальный этап модернизации библиотекой пройден. В стенах библиотеки два года назад открыт компьютерный класс, а позднее вслед за ним читальный зал на 40 посадочных мест, оснащенных компьютерами с выходом в Интернет.

В процессе исследования в качестве метода сбора информации был использован выборочный анкетный опрос студентов. Для проведения опроса была разработана анкета, в состав которой вошли 20 закрытых вопросов. В качестве выборочной совокупности были опрошены 120 студентов дневного отделения 2 курса 4-х ведущих факультетов академии: (Экономико-математического, Международных экономических отношений, Товароведного, Менеджмента), что составило более 10% от генеральной совокупности студентов 2-го курса всех факультетов академии. Была проведена компьютерная обработка полученной информации. Построены статистические ряды, составлены таблицы, диаграммы.

Основные результаты проведенного исследования состоят в следующем:

  1. Установлено, что услугами вузовской библиотеки пользуются 96% студентов. Студенты обеспечены учебной литературой и учебными пособиями лишь на 20%, а научной литературой на 43%. Это наводит на размышления о создании оптимального "ядра" книжного фонда и сбалансированности комплектования библиотеки относительно динамичного учебного процесса, а именно появления новых учебных курсов, спецкурсов, курсов по выбору, специальностей, специализаций, факультетов.
  2. Культуру чтения студентов можно считать удовлетворительной. Как считают сами студенты, 70% из них могут самостоятельно пользоваться каталогами и картотеками, без проведения предварительного практического занятия по библиотечно-библиографической грамотности.
  3. Большинство студентов осознают важность информационной культуры в процессе обучения и приобретения профессии. 47% студентов пользуются компьютерами читальных залов, 64% - используют Интернет-ресурсы Академии, но, к сожалению, лишь 10% устраивает количество компьютеров для самостоятельной работы.
  4. 40% студентов не устраивает скорость обслуживания в учебном фонде и фундаментальной библиотеке. Обслуживание в этих структурных подразделениях связано с большими книжными потоками в начале и конце семестра. Для всех студентов 1 курса дневного и вечернего отделений готовятся учебные комплекты заранее, но это не решает проблему до конца. Скорость обслуживания требует принятия дополнительных мер таких как перераспределение человеческих ресурсов, введение механизации и автоматизации библиотечных процессов.
  5. 50% студентов предпочитают посещать библиотеку с 15.00 до 18.00, а 30% - с 12.00 до 15.00. Эти часы, по мнению студентов, наиболее удобные для посещения библиотеки. Данные анкетного опроса необходимо учитывать при распределении персонала в часы максимальной посещаемости.
  6. Отношение студентов к библиотечно-информационному центру выразилось следующим образом: 53% оценили его деятельность как "хорошую", а 42% - как "удовлетворительную".

    Данные анкетного опроса позволили сделать следующие предложения и рекомендации:

    Оптимизировать комплектование фондов учебной и научной литературы путём четкого согласования перечня закупаемой литературы с кафедрами академии. Это позволит наладить предметно-целевое обеспечение студентов и преподавателей необходимой научной литературой и учебными пособиями и сократить расходы академии на их закупку.

    1. Руководству библиотеки и её подразделений следует предпринять меры по повышению культуры и скорости обслуживания читателей. Путём наиболее рационального распределения нагрузки персонала в зависимости от показателей посещаемости студентов в начале и конце семестра.
    2. Руководству библиотеки практиковать регулярный мониторинг использования студентами библиотечных фондов и Интернет-ресурсов и доводить его данные до руководителей подразделений академии.
    3. Разработать долгосрочную программу автоматизации библиотеки и её интеграцию в информационно-образовательное пространство академии.

    Hosted by uCoz