Фомина А.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЧИТАТЕЛЬСКАЯ МОДА

Предваряя развитие реального книжного рынка, В.Я. Аскарова в 80-х гг. ХХ в. прогнозировала активизацию отношения социума к произведениям печати, реализующегося в действиях, суждениях. Для обозначения явления она ввела понятие читательской моды.

Феномен читающей страны долгое время не позволял разграничить отношение к содержанию книги и поведение "относительно конкретных книг как престижных ценностей". Создание неформальных читательских объединений при библиотеках было, пожалуй, первым опытом легализации читательских вкусов и предпочтений, допущенных цензорской установкой руководства чтением.

С появлением на российском рынке большого количества западной фантастики при библиотеках возникли молодежные организации в форме "Клубов любителей фантастики" (КЛФ). Члены КЛФ читали, анализировали произведения, придумывали продолжения, писали эпиграммы, отзывы, стихи, рисовали шаржи, устраивали викторины и игры, вели фэнзины (командный журнал). Стремление осмыслить прошлое и заглянуть в будущее, разобраться в проблемах современной жизни и лучше узнать творчество любимых писателей объединяло в клубе представителей самых различных профессий и возрастных групп. В сферу интересов КЛФ "Контакт" при краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской в г. Барнауле входило творчество Г. Уэллса, И. Ефремова, С. Лема, А. и Б. Стругацких и др.

Деятельность КЛФ, первоначально кулуарного характера и по формам близкая к КВН, позже вылилась в слеты, конференции писателей-фантастов и любителей фантастики. Клуб "Контакт" просуществовал до 1994 г. Судьба КЛФ та же, что и у других неформальных объединений тоталитарного государства: фантастика как жанр была подвергнута обструкции, КЛФ были запрещены.

Демократизация общественной жизни конца XX в. ознаменована грандиозными событиями в области читательской моды, невольно затронувшими существование библиотеки, но прошедшими вне ее стен. К числу библиотечно-независимых явлений, пожалуй, необходимо отнести творчество толкиенистов.

В субкультуре толкиенистов выделяют фанатов - ярых толкиенистов (фанатов творчества Толкиена), ролевиков, фэнов. Для всех характерно "бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса…, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, к боевым искусствам, фехтованию…; жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой…".

Именно юмором пронизано отношение к "повторной" славе Дж. Р. Р. Толкиена создателей пародии на сагу "Властелин колец". "Братва и кольцо", пародированием языка (звуковой дорожки) фильм превращает фэнтези в социальную фантастику, которая уже не воспринимается как конструирование другого мира. Пародийный язык и музыкальное сопровождение в жанре "попса" "переводят" фильм на язык российских реалий, давящие и пугающие спецэффекты снимаются околоцензурной лексикой героев, "национальным" отношением к жизни и неожиданными, близкими российскому обывателю трактовками ситуаций.

Перечисленные обстоятельства заставляют иначе взглянуть на читательскую моду, сферу влияния которой все труднее ограничивать книжными контактами.

Самоидентификация толкиенистов на основе причин, приведших в движение, подтверждает его социальную сущность:

  1. "Не сумевшие утвердить себя в большом мире".
  2. Игроки - "просто нравится играть. … это интереснейший эмоциональный опыт… игры.
  3. Те, кому надо ощутить свою "инаковость".

Существование интересов в области информации, которые охватывают не один возраст, не одну страну, придает книгам статус бестселлера. Резкую смену позиции профессионалов от игнорирования самого факта существования "чтива" до коммерциализации библиотечного обслуживания литературой массовой культуры вряд ли необходимо связывать с признанием безопасного характера информационного воздействия бестселлеров на социум. Радикальные запретительные действия практически вывели библиотеку из зоны дислокации апологетов читательской моды. Существует целая инфраструктура, которая порождает и поддерживает зрительские и читательские предпочтения в этой области. По-видимому, технология бестселлера должна стать современным ориентиром в определении содержания "информационная культура".

Hosted by uCoz