Фоменко Е.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ - НОВЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА

Замечательный русский ученый доктор технических наук В.Д. Плыткин считал, что в основе устройства Вселенной лежит не материя, а информация и энергия. Согласно информационной теории В.Д. Плыткина человек является энергоинформационной структурой. В условиях общества он живет в информационно-психологической среде, создавая, передавая и принимая информацию. И не всегда эта информация несет идеи добра, гуманности человеколюбия. Все чаще информация заряжена отрицательной энергетикой, мыслями зла, агрессии и насилия. И потому чрезвычайно важной проблемой в настоящее время стала перенасыщенность негативной информацией психологического пространства человека и как следствие возникновение новых заболеваний - информационных болезней.

В последние годы существенно возрастает негативное информационно-психологическое воздействие на отдельную личность и массовое сознание. Особенно выражены проявления социальной напряженности, агрессивности, тревоги, отчаяния, безнадежности, криминальных проявлений, психических заболеваний.

Известный французский врач и философ П.Ж. Кабанис в конце XIX-г. - начале XX в., когда во Франции происходили революционные события, подчеркивал: "Есть еще одна причина душевных болезней, а именно общественная обстановка, при которой живет и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо и жестоко, мозговая деятельность чаще отклоняется от правильного пути". Современные психологи при проведении исследований, направленных на установление влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяют психосоциальные, социокультурные, информационные воздействия.

Информационное воздействие происходит посредством мысли и слова, которые являются символами информации. Где бы не находился человек, чем бы не занимался, мозг постоянно работает. И мысли не всегда бывают добрыми, светлыми и радостными. Более того, они в основном хаотичны, разорваны и бессвязны. Мозг постоянно генерирует мысленную энергию, как правило, не управляемую. Она бывает разной по качеству и силе, несущей как положительный, так и отрицательный заряд. Наши раздражители-эмоции находятся в прямой зависимости от нашего мышления. Отрицательные мысли, эмоции - разрушители нашего здоровья.

Существует связь между тем, как думает человек, что он при этом чувствует и как ведет себя его организм. Состояния тревоги, страха, душевной боли, неуверенности, агрессии ослабляют или отключают связи мозга и его систем, блокируют прохождение нервного импульса к мышцам тела и внутренним органам.

Когда человек гневается, блокируются проводящие пути между левым и правым полушариями мозга, искажается глубина восприятия, вызывая ложное неадекватное восприятие действительности, затормаживается скорость прохождения импульса в кору головного мозга. Вот почему в гневе трудно принимать правильные решения, вовремя отреагировать на изменение ситуации. Мозг, испытывая чрезмерную отрицательную, эмоциональную нагрузку. В результате нарушается нормальное функционирование внутренних органов - циркуляция крови и лимфы в заблокированной области. Тело надолго запоминает эту боль, она фиксируется не только в головном мозге, но в каждой клеточке прореагировавшей мышцы или внутреннего органа. Поэтому и возникают болезни - они напоминают о неразрешенных ситуациях, тревожных мыслях, которые подавляются, прячутся в глубине подсознания. Она хранится в теле на уровне генетической памяти. При этом не надо даже говорить словами - достаточно вспомнить или подумать, как тело и мозг попадают вновь и вновь в болезненную ситуацию.

От того, как думает человек, каковы его мысли зависит его настроение. Хроническое плохое настроение является результатом негативных мыслей человека, оказывает влияние на психику и может привести к различным информационным стрессам.

Основные причины возникновения информационного стресса следующие: дефицит информации; избыточность информации; большой объем информации; низкая вероятность поступления значимой информации; ложная информация.

Информационный стресс порождает информационную зависимость - инфоголизм, при котором люди становятся зависимыми от информации так же, как можно быть зависимым от алкоголя и наркотиков.

При избытке информации мозг не может переработать все, что пытаются "впихнуть" в него и как следствие возникают информационные неврозы. М.М. Ханашвили первый описал информационные болезни. В книге "Информационные неврозы" он пишет об информационном неврозе как о заболевании, обусловленном избытком информации и приводит следующие подтверждение своих взглядов: "Подсчитано, что в экономически развитых странах к 1970 году каждый человек в среднем совершал в течение одного года поездки на большие расстояния; встречался с большим количеством людей, получал больше информации, чем их было у человека к 1900 году в течение всей его жизни… Около 25% населения земного шара подвержено влиянию резко возросших информационных перегрузок".

На возникновение информационных неврозов оказывают влияние не только различные обстоятельства, но и особенности личности человека, причем личности, внутренне расстроенной. Нервное истощение, головные боли, бессонница, отсутствие чувства отдыха - основные симптомы информационного невроза. При медикаментозном лечении эти симптомы могут быстро исчезнуть, но при внутреннем конфликте, недовольстве собой, тревожности заболевание возвращается. Еще в самом начале развития болезни человек получает "звоночки": слабость, утомляемость, тревожность, замыкание на своих внутренних ощущениях, страхи.

Страх - это мысли, вызванные неблагоприятными прогнозами. Страхи должны предупреждать об опасности, "приходить" и "уходить", а "не застревать". Страх в экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые длительно сдерживаются.

Невозможность человека объяснить причину тревожности и страха указывает на фобию - страх надуманный и непонятный. По мнению специалистов, безошибочным признаком настоящей фобии является то, свободно ли человек обсуждает свою слабость или старается скрыть ее от окружающих.

Современные психоаналитики насчитали 40 типов фобий, которые подразделяются на несколько больших категорий.

Интересны фобии, которые связаны с чтением, информацией: алексия -боязнь потери способности читать; амнезифобия - боязнь потери памяти; аплодоксафобия - боязнь мнений; аритмофобия - боязнь определенного числа, цифры; библиофобия - боязнь библиотек, книг; дидаскалейнофобия (сколинофобия) - боязнь школы; евпофобия - боязнь услышать хорошую новость; ересифобия - боязнь идей, отличающихся от общепринятых; идеофобия - боязнь мышления; каинотофобия (каинофобия, каинолофобия, кентофобия) - боязнь новостей; копофобия - боязнь усталости; маниофобия - боязнь психических заболеваний; логофобия - боязнь слов; мифофобия - боязнь сказок; панафобия - боязнь всего, что может произойти; теленофобия - боязнь звонка; фобиофобия - боязнь фобий.

Основная причина возникновения информационных фобий - избыток негативной информации.

В 90-х гг. 20 в. итальянские психологи описали новую болезнь, родившуюся в Америке - информационная фобия, причина которой избыток негативной информации из СМИ. Ежеминутно телевидение, газеты, и другие средства массовой информации обрушивают такое огромное количество новостей, в основном неприятных, что люди либо престают воспринимать их, либо получают противоестественное удовольствие, выслушивая сообщения о войнах, экономических кризисах и преступлениях.

Медики поняли связь информационного образа жизни с изменением клиники многих заболеваний. Появилась специальная область медицины - информационная, которая занимается профилактикой, диагностикой и лечением информационных болезней.

Важным этапом в лечении может стать согласованная работа врача и библиотекаря, в которой библиотекарю, книге отводится профилактическая функция: помощь читателю в предупреждении болезни и помощь книгой в период реабилитации после лечения.

Один из оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации в различных дискомфортных и кризисных ситуациях - библиотерапия, т.е. лечение с помощью книги. Библиотекарь обязан нести знания о свойствах информации, о ее воздействии на человека, учить читателя защищаться от информационной агрессии.

Чтение способствует преодолению дискомфортных состояний личности. Именно библиотекарь может предоставить каждому "лекарство для души", научить мыслить, поддержать позитивную установку на здоровье.

Hosted by uCoz