Стефановская Н.А., Шатилова И.В., Оськина Е.П.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА

В складывающейся социокультурной и экономической ситуации одним из главных условий выживания и развития муниципальных библиотек является постоянное подтверждение своей социальной значимости, развитие механизмов обратной связи с населением обслуживаемой территории. Одним из таких механизмов может быть мониторинг общественного мнения о библиотеках. Общественное мнение как особый социальный институт является действенным средством формирования престижа библиотеки.

Носителями общественного мнения являются все члены общества, при этом каждый имеет равновероятную возможность выразить свое мнение, чтобы оно независимо от содержания и знака отношения к объекту вошло как часть мнения всего общества, при этом оставаясь анонимным. Общественное мнение рассматривается как особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения, являющийся постоянно действующим фактором, влияющим на развитие тех или иных сторон общественной жизни.

Муниципальные библиотеки, долгое время находившиеся на гарантированном государственном обеспечении, не стремились целенаправленно выявлять и отслеживать мнение, складывающееся о них в местном сообществе. В настоящее время создание модели современной библиотеки, отражающей и удовлетворяющей реальные потребности общества, невозможно без анализа общественного мнения о библиотеке.

В исследовательской практике существуют различные варианты выявления общественного мнения: мониторинг, поллинг, экспресс-опрос, фокус-группы, представляющие собой различные дискурсивные практики, характеризующие различные перспективы его видения.

В рамках комплексного исследования "Статусные особенности чтения в современной провинции" было проведено изучение мнения населения одного из районных центров Тамбовской области г. Моршанска о муниципальных библиотеках. В исследовании приняли участие 835 человек: 77% женщин и 23% мужчин, представители всех возрастных и образовательных категорий начиная с 15 лет. Исследование проводилось вне стен библиотек, поэтому в выборку попали не только пользователи библиотек.

Основной целью исследования было выяснить отношение жителей города к муниципальным библиотекам, доминирующее в общественном сознании представление о возможностях, перспективах, качестве обслуживания библиотек, оценке их деятельности.

Полученные результаты позволяют реконструировать набор типичных представлений о библиотеке, имеющийся у горожан, выявив как положительные, так и отрицательные его индикаторы. В целом, преобладает общая позитивная направленность отношения к городским муниципальным библиотекам. Даже у тех, кто не посещает библиотеки, в основном имеется потенциальное желание стать их пользователем. Только 98 человек (11,7%) твердо сказали, что не хотят посещать библиотеку. Причины этого (по убывающей) - отсутствие времени; лень, отсутствие желания; наличие домашней библиотеки; отсутствие интереса к чтению и книгам; скука в библиотеке (там скучно, нечего делать); отсутствие в библиотеке нужной, интересующей литературы.

Среди основных причин, мешающих потенциальным пользователям реализовать свое желание, названы: отсутствие времени (58%); не устраивают фонды, нет нужной информации (26,5%); далеко от дома (24%); нет возможности самому порыться в книгах (18%); неудобные часы работы (16,5%), лень (15%). В совокупности 6,2% указали такие причины как "неловко, не умею пользоваться", "не нравится общаться с библиотекарями".

Какие ассоциации вызывает посещение библиотек и сами библиотеки? В первую очередь посещение библиотек сравнивается с работой (29,6%), погружением в другой мир (25,2%), походом в музей (21,3%), повседневным обычным занятием (17%), обязательной повинностью (16,4%), примерно по 6% набрали такие сравнения, как с походом к друзьям, с посещением храма, поездкой, экскурсией, деловой командировкой. Таким образом, выделяется два аспекта отношения к библиотеке: как к деловому официальному учреждению и как к "островку прошлого и культуры", изолированному от реальной современной жизни.

Основными мотивами похода в библиотеку для людей, по мнению респондентов, являются следующие: взять книги для работы, учебы (74%), взять книги для досуга (42,8%), найти новую информацию (24,3%), повысить культурный уровень (21,8%), почитать прессу (21%), сэкономить деньги на покупке книг (11,4%), пообщаться (10,1%), отдохнуть от забот (9,1%), от "нечего делать" (6,2%), обменяться мнениями о прочитанном (4,8%), поговорить с единомышленниками (2,8%). При этом сами респонденты могли бы пойти в библиотеку за книгой (25,5%), за нужной для работы (20,7%) или учебы (13,9%) литературой, за новой информацией (9,3%), за интересующей книгой (5,1%). Около 2% отметили следующие возможные причины: взять книгу для досуга; за журналом или газетой; отвлечься, отдохнуть, снять стресс; почитать; около 1% ,- если этой информации нигде больше нет, за книгой для ребенка, пообщаться, ни за чем.

Ответы на эти два вопроса позволяют судить о том, что в сознании людей библиотека это в первую очередь хранилище книг и информации, куда люди ходят в случае необходимости взять книгу для работы, учебы, найти информацию или взять книгу и периодику по интересу, для досуга. Гораздо меньше распространен взгляд на библиотеку, как место, где можно отдохнуть, повысить свой культурный уровень или пообщаться. Экономическая выгода может служить мотивом для других людей, но сами респонденты не рассматривают такую возможность посещения библиотеки (только 0,5%).

Контингент посетителей библиотек, по мнению участников опроса, составляют три основные категории: студенты, школьники, пенсионеры и домохозяйки. Остальные категории, набравшие менее 5% каждая, делятся на два типа. К одному относятся люди с положительными или нейтральными характеристиками: те, кому надо, кто хочет учиться, любознательные; учителя; кто любит читать; умные, образованные; отличники; люди от 20 до 40 лет. К другому типу - люди, с негативно окрашенными характеристиками - "ботаники"; кому дома нечего делать; недоразвитые; у кого нет денег купить книги (в совокупности 2,2% ответов).

Мнение о составе фондов городских библиотек сложилось следующее: доминирующие характеристики - в основном художественная литература; все книги старые, почитать нечего. Далее идут такие суждения как: фонды универсальные (19%), преимущественно справочники и энциклопедии (19%), информация только для школьников по программе, есть вся необходимая информация (16,7%), преимущественно деловая и учебная литература (15%), ничего хорошего (12,8%). При этом качество фондов по десятибалльной системе оценивают на 8-10 баллов 21% респондентов, 5-7 баллов - 35%, остальные - от 1 до 4 баллов.

В оценке сложности получения нужной книги в библиотеке преобладает нейтральная срединная позиция - "когда как". Более конкретные позитивные и негативные оценки представляют почти равное соотношение с небольшим (около 4%) перевесом позитивных.

В характеристике качества обслуживания, профессионализма и этики общения библиотекарей с пользователями у абсолютного большинства респондентов (71-75%) доминируют достаточно высокие оценки от 5 до 10 баллов. Эти же индикаторы (культура обслуживания, вежливость библиотекарей, помощь в выборе книг) отмечаются в качестве основного достоинства библиотек. К недостаткам библиотек большинство относит старые фонды, отсутствие нужных книг (27%), режим работы (6,2%), слабую МТБ (5%), отсутствие доступа в Интернет (4,4%).

Доступность библиотек, по мнению опрошенных, должна проявляться в месте расположения библиотеки.

Воспользоваться услугами читального зала библиотеки респонденты согласились бы только вынужденно в случае крайней необходимости и отсутствия иных возможностей получить информацию. Менее 1/6 части опрошенных пришли бы в читальный зал в свободное время отдохнуть от домашней суеты и почитать интересную книгу. В связи с этим, возможно, целесообразно было бы пересмотреть состав фондов читальных залов и передать большую часть хранящейся там художественной литературы на абонемент.

Перспективы библиотек связываются населением с наличием доступа в Интернет (38,5%); наличием новинок (33,8%) и универсальностью фондов (27,8%); созданием открытой электронной библиотеки (17,9%), справочно-консультационных центров по разным вопросам (12,3%). Представляют библиотеки в будущем как центры досуга и общения, проводящие большое количество массовых мероприятий, соответственно только 7 и 4% респондентов.

Таким образом, проведенный зондаж общественного мнения, позволяет выявить позитивные и негативные параметры отношения населения к муниципальным библиотекам и учитывать их при разработке и корректировке стратегических планов развития библиотек.

Hosted by uCoz