Апанасенко А.А.

ПОРТФЕЛЬ ПЛАТНЫХ УСЛУГ БИБЛИОТЕК

Развитие системы платных услуг в библиотеках России обусловлено довольно бедственным положением библиотек, стесненными финансовыми условиями и невозможностью обеспечить персоналу достойную зарплату, а библиотеку – требуемой техникой.

библиотека может ответить на изменение потребностей пользователей расширением предоставляемых услуг на основе наблюдений за запросами пользователей. услуги, оказываемые библиотекой, должны находиться под постоянным наблюдением, подвергаться многоаспектному анализу для выявления их соответствия первоначальным предположениям и ожиданиям, связанным с введением той или иной услуги.

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина успешно применяет платные услуги в своей деятельности. К ним относятся: изготовление справки по электронной энциклопедии из фондов библиотеки, копирование материалов по заявкам пользователей из фондов библиотеки, выдача аналитической справки, услуги Интернет, выдача литературы из подсобных фондов читальных залов и основного книгохранения в режиме “ночной абонемент” и “абонемент выходного дня”, продажа использованной литературы и др.

В практике российских библиотек наиболее распространено дополнительное платное обслуживание пользователей в виде разноаспектных абонементов. Крупные библиотеки применяют платные услуги по использованию новых информационных технологий.

Библиотеки предоставляют также видеолекции по искусству; просмотр видеофильма; просмотр спутникового телевидения; прослушивание аудиокассеты; просмотр учебной видеокассеты; залоговый абонемент аудиовизуальных и электронных изданий; услуги звукозаписи.

как показывает анализ сайтов библиотек, представленных в сети интернет, спектр продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками различных уровней, весьма широк. так, помимо традиционно предоставляемых библиотечных услуг, поиска информации в базах данных, и т.п., можно наблюдать и услуги, которые ранее были библиотекам несвойственны — посредничество, консалтинг, реклама и др. это свидетельствует о все более отчетливо проявляющейся диверсификации библиотек и их выходе на новые рынки.

Однако складывается впечатление, что набор услуг, составляющих т. наз. портфель, формируется во многих случаях спонтанно, в то время как рыночная экономика, непосредственно затрагивающая библиотеки, требует от последних разработки обоснованных рыночных стратегий применительно к каждой из единиц портфеля платных услуг.

Становление рыночной экономики коренным образом изменило сложившиеся стереотипы отношений между библиотекой и ее пользователями. Библиотеки, поставленные в рыночные условия, порой проявляют неразборчивость в способе добывания дополнительных средств к существованию. А внедренные в деятельность библиотек платные услуги обязывают соблюдать налоговое законодательство, порядок лицензирования и другие требования. К таким требованиям можно отнести права читателей в библиотеке. Проблема защиты прав читателей в библиотеке приобретает сегодня все более актуальное значение.

Применение платных услуг меняет образ библиотеки и дает ей возможность идти в ногу со временем, предоставляя, например, платные услуги по использованию новых информационных технологий. Решается вопрос поиска источников внебюджетного финансирования, позволяя библиотеке осуществлять свою деятельность в условиях рыночной экономики. Но не получится ли так, что с увеличением объема предоставляемых платных услуг библиотека станет менее доступной для широких масс пользователей и приемлемо ли вообще для библиотеки взимание платы за оказываемые услуги?

Hosted by uCoz