Мирзаева А.Р.

ОБЩЕДОСТУПНАЯ БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ИЗ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГРАНТУ РГНФ, ПРОЕКТ № 04-06-00246А)

Для библиотек всех типов приоритетным направлением их социальных функций было и остаётся инициативное участие в общегосударственной системе патриотического воспитания подрастающего поколения. В последние годы они сосредоточили свою образовательную деятельность на краеведении - основе воспитания любви к малой родине, из которой формируется любовь к большой - многонациональной Российской Федерации.

Востребованность общероссийского патриотизма в новом тысячелетии побудила специалистов гуманитарного профиля к осмыслению фундаментальных основ воспитания патриотов демократически изменяющейся России. Основные ориентиры исследований в этом направлении определены постановлением Правительства Российской Федерации "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002 - 2005 гг.". Государственная программа ориентирует на консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Научно-исследовательский проект под названием "Гуманитарно-этнологические основы патриотизма и дружбы народов в образовательной деятельности общедоступных библиотек изменяющейся России" разработан нами для реализации в масштабах Северного Кавказа с ориентиром на 2004-2006 гг. Проект поддержан Российским государственным научным фондом.

Организационными центрами исследования являются научно-исследовательская лаборатория источниковедения и библиографии (НИЛ ИБ) Дагестанского научного центра Российской академии образования (ДНЦ РАО) и кафедра библиотековедения и библиографии Дагестанского госуниверситета..

Проект ориентирован на выявление особенностей образовательной деятельности библиотек в помощь воспитанию подрастающего поколения многонационального населения в современных геополитических условиях социокультурной инфраструктуры Северо-Кавказского региона России. С этой целью предусмотрено обобщение опыта образовательной деятельности библиотек региона. На основе исторического и современного опыта библиотек Северного Кавказа и по результатам специально организованной опытно-экспериментальной работы будут разработаны научно-методические рекомендации для повышения их роли в государственной системе патриотического воспитания подрастающего поколения многонациональной России.

Предпринятое исследование рассчитано на три этапа. На первом этапе исследуется состояние теории и практики образовательной деятельности библиотек как составной части государственной системы воспитания школьников в духе патриотизма и дружбы народов России. Результаты этого этапа позволят определить основные проблемы, которые необходимо решить, чтобы активизировать образовательную деятельность библиотек по выполнению Государственной программы. В процессе изучения состояния образовательной деятельности библиотек региона внимание исследователей сосредоточено на позитивном опыте развития познавательного интереса школьников к вопросам патриотизма и дружбы народов России. В общедоступных библиотеках, где обнаружился такой опыт, ведётся апробация инновационной методики совершенствования их образовательной деятельности в патриотическом воспитании учащихся старших классов общеобразовательной школы. На втором этапе предусмотрена опытно-экспериментальная работа в естественных условиях, т.е. в тех условиях, в которых работает общедоступная библиотека.. Исследование ориентировано на объективно существующие, но не в полной мере реализуемые образовательные возможности библиотек для активизации познавательного интереса школьников к истории содружества народов России. Для выявления и активизации этих возможностей нами разработана экспериментальная методика, основанная на результатах гуманитарно-этнологических исследований конца ХХ - начала XXI в. Третий этап посвящен обобщению результатов исследования.

На всех этапах исследования целесообразно участие не только библиотековедов и работников библиотек, особенно общедоступных, но и педагогов всей системы непрерывного образования. Подвести гуманитарно-этнологические научные основы под методику образовательной деятельности библиотек с учетом региональных историко-культурологических особенностей представляется возможным только путем интеграции достижений всех отраслей наук, причастных к совершенствованию системы образования в России.

Библиотеки располагают достаточным организационно-методическим интеллектуальным потенциалом, чтобы стать центрами мобилизации творческих сил для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и дружбы народов России. Основным направлением достижения этой цели избрано развитие познавательного интереса к литературе о многонациональной Родине. Познавательный интерес как психологическое явление может служить движущей силой формирования нравственных качеств патриота-гражданина России.

Содержание понятия "познавательный интерес" как творческое явление в мыслительной деятельности человека составляет одну из теоретических основ библиотековедческих исследований. Поскольку это понятие обозначает психическое явление исторически развивающее интеллектуальную и практическую деятельность человека, мы считаем целесообразным изучить его особенности в условиях общедоступной библиотеки современной демократически изменяющейся России. Относительно к образовательной деятельности общедоступной библиотеки по воспитанию у старшеклассников чувств, взглядов и убеждений патриота многонациональной Родины развитие познавательного интереса представляет собой условие и результат достижения цели предпринятого исследования.

С библиотековедческой точки зрения представленное в "Психологическом словаре - справочнике" понятие "интерес" ориентирует на привитие эмоционально пережитых знаний и суждений о сущности патриотизма народов России путем совершенствования комплектования библиотечного фонда и дидактического мастерства библиотекаря-педагога. Родной край, многонациональная Родина как объекты познания, любовь к родному краю, многонациональной Родине как духовно-нравственное качество достаточно привлекательны и содержательны, чтобы могли быть мотивами избирательного чтения при профессионально активном содействии библиотекаря-педагога. Эмоционально позитивного плана логика целесообразности жить достойно окружающей действительности может побудить формирующуюся личность следовать дидактическим рекомендациям литературы. Если иметь ввиду личности библиотекаря-педагога и старшеклассника, то в развитии интереса к познанию многонациональной родины вполне возможна взаимозаинтересованность. Эта психологически благоприятная установка в межличностных отношениях библиотекаря и старшеклассника может способствовать развитию устойчивого интереса, который в свою очередь вызывает активность жизнедеятельности, творчество, стремление полнее познать и овладеть духовными и материальными ценностями патриотизма и дружбы народов России.

Точкой отсчёта развития познавательного интереса мы рассматриваем личность, а в аспекте данного исследования - личность старшеклассника.

Суть гуманитарных основ исследования по данному проекту состоит в том, что патриотизм и дружба народов представляют собой лучшие черты человеческого бытия. В них воплощено содержание исторического опыта созидательного содружества народов мира. Это содержание представлено в собраниях книг и других документах информации, накопленных библиотеками различных типов и ведомств. Сравнительно более развернутое содержание патриотизма и дружбы народов представляют своим читателям общедоступные библиотеки.

Hosted by uCoz