Ловкова Т.Б.

К ВОПРОСУ О РОЛИ МЕЖЧИТАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
(На примере деятельности публичных библиотек Санкт-Петербурга)

В настоящее время в мире осуществляется переход к постиндустриальному, информационному обществу. Идея постиндустриального общества была сформулирована А. Пенти и введена в научный оборот Д. Рисменом после Второй мировой войны, но широкое распространение получила лишь в 70-е гг. ХХ в. после выхода в свет научных работ Д. Белла (1973) и Р. Арона (1976). По мысли ученых, основной производительной силой цивилизации "третьей" волны (А. Тоффлер) являются наука, знание, новые информационно-коммуникационные и интеллектуальные технологии. Согласно данным специалистов по частотному анализу русского языка, слово "информация" является одним из наиболее часто употребляемых как в письменной, так и в разговорной речи. Ускоренный темп развития общества, уплотнение исторического времени, резкое увеличение объема информации стали особенно заметны в середине ХХ в., когда лавинообразный поток информации стремительно обрушился на человечество. По данным ЮНЕСКО, объем знаний, которым сегодня обладает человечество, удваивается каждые 5 лет. По расчетам футурологов, к 2020 г. знания человечества будут удваиваться каждый 72 дня. Подписав в 2000 г. Окинавскую хартию Глобального информационного общества, Россия взяла на себя обязательства по ускорению продвижения страны к электронному миру. Комплексное решение по развитию в России сферы информационно-коммуникационных технологий призвана обеспечить принятая Правительством Российской Федерации Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (2002-2010 гг.), одно из направлений которой нацелено на формирование общедоступных электронных ресурсов и создание сети публичных электронных библиотек.

Обращает на себя внимание устойчивый рост численности аудитории пользователей Интернет в России. По материалам различных источников, за последние два года российская аудитория Сети выросла в 2,6 раза.

В этой ситуации важное значение приобретают знания, умения и навыки личности свободно и легко ориентироваться в информационном пространстве, успешно адаптироваться в информационно-насыщенной среде, эффективно использовать разноуровневую информацию (деловую, научную, гуманитарную, массовую, социально-бытовую и т.д.) в различных сферах своей жизнедеятельности.

Разработка научных проблем, связанных с информационной культурой личности, стала осуществляться в библиотековедении с середины 70-х гг. ХХ в., но глубокий и устойчивый интерес специалистов разных областей знания к данной проблеме прослеживается в 90-е гг., когда появляются публикации М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, М.Я. Дворкиной, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, В.А. Минкиной, И.Г. Моргенштерна, Б.А. Семеновкера, А.В. Соколова, А.Д. Урсула, Э.Л. Шапиро, Ю.А. Шрейдера и др. Активно проводятся многочисленные семинары, конференции, "круглые" столы, мастер-классы, бизнес-форумы, посвященные грамотной работе с информацией. Только в России свыше ста компаний занимаются сегодня организацией и проведением подобных мероприятий.

Парадоксально, но в век глобальной информатизации общества роль межличностного общения в условиях публичных библиотек не только не умаляется, но и существенно возрастает. Данная тенденция отчетливо проявляется в культурно-досуговой деятельности в современной публичной библиотеке. Существующая стратификация российского общества, профиль экономического неравенства (элита - 3% населения; средний слой - 14%; низший слой, за чертой бедности - 80-90% населения) способствует тому, что публичные библиотеки сегодня активно востребованы населением как центры досуга.

В настоящее время публичные библиотеки Санкт-Петербурга предоставляют своим пользователям широкий спектр бесплатных досуговых услуг. На удовлетворение потребности в познании направлены такие формы работы, как: "лектории", "университеты", "школы", "чтения" различной тематики. Так, например, большинство городских мемориальных библиотек регулярно проводят "пушкинские", "лермонтовские", "толстовские", "чеховские", "зощенковские", "рубцовские" и другие чтения. В соотношении традиционных и инновационных форм библиотечной деятельности значительно увеличился удельный вес диалоговых форм (обсуждения книг, викторины, конкурсы, литературные игры, встречи с писателями и др.). Среди книг последних лет, которые обсуждались в читательских аудиториях: произведения Д. Гранина, А. Солженицына, П. Коэльо, Э. Лимонова, В. Пелевина, Т. Толстой, М. Кураева, В. Попова и др.

Потребности в межличностном общении активно удовлетворяются с помощью организации при библиотеках разнообразных клубов по интересам и любительских объединений, кружков, творческих студий и др. Сравнительный анализ (по типу "центр" - "периферия") наглядно показал, что востребованность данных досуговых услуг у населения значительно выше на окраинах города (Кировская ЦБС, Невская ЦБС, Фрунзенская ЦБС, Приморская ЦБС и др.), чем в центральных районах.

Информационное общество предполагает свободу выбора каналов поступления информации и ее содержания. При высоком уровне развития информационной культуры личности человек использует все существующие каналы информации (массовую, групповую, личностную коммуникацию). Манипулирование общественным сознанием населения с помощью средств массовой информации, гонка за сенсационной, негативно шокирующей информацией, восприятие которой больше обращено к подсознанию человека (эксплуатация человеческих страхов, эмоций, сексуального влечения) привели в последние годы к количественным изменениям читательско-зрительской аудитории.

Межличностное библиотечное общение традиционно изучалось в трех измерениях: общение библиотекаря с читателем, общение библиотекаря с библиотекарем, общение читателя с читателем (М.Д. Афанасьев, В.А. Бородина, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина, С.А. Езова, Н.И. Клименкова, С.Г. Матлина, И.А. Мейжис, Е.В. Смолина, И.Д. Стельмах, А.С. Чачко, Э.Л. Шапиро и др.). Менее исследованы особенности межчитательского взаимодействия в условиях малых групп.

В настоящее время назрела острая необходимость в проведении междисциплинарных научных исследований данной проблематики, что позволит высветить предмет изучения в новом неожиданном ракурсе.

Hosted by uCoz