Кустова М.В.

БИБЛИОТЕКАРЬ: "АПОСТОЛ КУЛЬТУРЫ" ИЛИ ЭКСПЕРТ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ВКУСОВ?

Современные исследования чтения, анализ читательских запросов, рейтинг книгопродаж продолжают подтверждать простой факт: наиболее прочное место в сердцах читателей занимают ведущие жанры массовой литературы: детектив, фэнтези, любовный роман, мистика и историческая беллетристика. Сегодня уже не часто встречаются люди, краснеющие, признаваясь в своих пристрастиях к детективу и проч., или стыдливо скрывающие обложку яркого покетбука в общественном транспорте. Причем речь идет о так называемом "интеллигентном", или "элитарном" читателе. Этот читатель уже осознал, что массовая литература - это не стыдно; массовая литература - это "разрядка", "отдых", "снотворное", "возможность убить часок" и т.д. Человеку, занимающемуся напряженным умственным трудом, такая литература жизненно показана. То же можно сказать о тех, кто в силу различных причин испытывает постоянные стрессы.

Нет ничего странного в том, что и библиотекари зачитываются детективами и любовными романами. Стремление развлечься и отвлечься вполне естественно. Согласно исследованиям последних лет, рейтинг читательских предпочтений библиотекарей почти идентичен вкусам широкой читающей публики: досуговое чтение библиотекарей составляют те же авторы, те же жанры.

Однако, библиотекари - это та группа интеллигенции, которая продолжает терзаться угрызениями совести по поводу собственных читательских пристрастий и возмущаться "примитивными вкусами" своих читателей. Ведь библиотекари - это та социально-профессиональная группа, которой по определению положено быть "образцовыми читателями".

Библиотекарь традиционно рассматривается как высокоинтеллектуальная, культуротворческая личность, оказывающая специфическое влияние на чтение посетителей библиотек. Взгляд на библиотекарей как "апостолов культуры" по сути является автоконцепцией этой профессиональной группы. Библиотекарь таков и в глазах общества, и в своих собственных глазах. Эта концепция имеет глубокие исторические корни. Приведем несколько примеров. В сборнике XVII в., принадлежавшем книгохранительной палате Троице-Сергиева монастыря, записано: "…Подобает тебе, книгохранителю, почасту книг дозирати и в них разумеваемая чести и досматривати, да еще кто его не ведаешь, и ты вопроси у вышшего себе разумом и учением". Концепцию библиотеки как канала распространения "хороших" книг четко сформулировал в 1876 г. М. Дьюи: "…мало кто будет спорить, что самое большое влияние на людей оказывает печатная страница и что влияние наиболее надежно и сильно направляется через библиотеки…Библиотекарь публичной библиотеки должен следить, чтобы его библиотека содержала, насколько это возможно, лучшие книги на лучшие темы…Затем, располагая лучшими книгами, он должен…пробудить желание прочесть эти книги…и при компетентности и энтузиазме, он скоро сможет формировать чтение и через него - мышление целой общины".

Можно сказать, что отношение библиотекаря к массовой литературе как к чему-то постыдному, примитивному и низкопробному - черта его профессиональной психологии. Кроме всего прочего, библиотекарь "связан" в своем чтении требованиями, определяющими его профессиональную пригодность. Профессиональная культура библиотекаря тесно связана с его читательской культурой: библиотекарь обязан быть "лидером чтения", и пользоваться авторитетом у читателей. Однако, будучи лидером чтения, библиотекарю не стоит забывать, что современные процессы, происходящие в чтении вполне обоснованы с точки зрения психологии; что компенсаторное чтение имеет равные права с самообразовательным. Возвращаясь к историческим примерам, напомним высказывание Габриеля Нодэ, библиотекаря кардинала Мазарини: "Библиотекарь должен понимать, что книги, как и любые другие вещи, должны оцениваться по приносимой ими пользе". И если говорить о чтении массовой литературы, то польза ее очевидна. Она выполняет вполне определенные функции: социализации и адаптации, релаксации и рекреации, снятия разнообразных стрессов, компенсаторную функцию. Профессионалам библиотечного дела, испытывающим муки сомнений при соприкосновении с массовой литературой, стоит обратить внимание на опыт американских публичных библиотек. В составе их фондов книги "массового чтения" занимают более 20%. И хотя идея противостояния потоку низкопробной литературы отнюдь не чужда профессиональному сознанию американских библиотекарей, в их среде наряду с позицией, сформулированной М. Дьюи, бытует и так называемая "теория спроса", которая исходит из того, что библиотека, как учреждение, существующее за счет налогоплательщиков, должна удовлетворять потребности публики, т.е. давать ей то, что она хочет. Вряд ли дилеммы, связанные с вопросами читательских вкусов и комплектованием фондов, когда-нибудь перестанут занимать умы библиотекарей. Обе точки зрения найдут своих сторонников.

Однако, учитывая тот факт, что библиотекарь и сам не против скоротать вечер за увлекательным детективом, встает вопрос: что делать библиотекарю с тем багажом прочитанного, что он приобрел для себя лично, для души? Как любую проблему можно превратить в возможность, так и данное противоречие можно поставить на пользу делу. В области массовой литературы библиотекарю открывается широкое поле профессиональной деятельности, причем в полном соответствии с его профессиональными идеалами: почему бы библиотекарю, который в России никогда не был просто "выдавателем книг", в нынешней ситуации не быть своеобразным экспертом в области массовой литературы, если это пойдет на пользу его читателю?

Потребность в такой деятельности библиотекаря со стороны читателей, несомненно, есть. При всей своей консервативности в том, что касается сюжетных схем и формул, массовая литература сегодня - достаточно разноликое, неоднородное образование, требующее изучения и анализа. Устоявшейся иерархии "литературный верх" - "литературный низ" явно недостаточно в той ситуации, которая сложилась в современной литературно-издательской сфере. Образно выражаясь, массовая литература сегодня - это книжное море, в котором читателю, нуждающемся в легком, компенсаторном чтении, необходимо ориентироваться. Умение ориентироваться в этом "книжном море" плюс умение вести за собой читателя - обязательная черта библиотекаря-профессионала. На сегодняшний день ситуация такова, что львиную долю этого "моря" составляют произведения массовой литературы. А значит, библиотекарь обязан освоить и это литературное пространство, но уже не только как читатель, но и как профессионал, как эксперт.

Hosted by uCoz