Крылова Н.Б.

МЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЯ

Муниципальные библиотеки являются социокультурным институтом, где наиболее ярко проявляются изменения, происходящие в настоящее время как в социально-психологической модели поведения людей и общества в целом, так и в технологическом укладе общества. Для современного периода характерна глобализация библиотечного обслуживания и одновременно его индивидуализация.

Техника все сильнее вторгается в мир знаний, укрепляют свои позиции компьютерные технологии. Книга как источник знания, утверждающего достоинство человека, постепенно меняет свое значение в сознании массового читателя. "Книга становится лишь складом информации, а не источником обогащения и роста сознания и духовных начал личности". Падает интерес к чтению как к форме досуга и развития личности.

За последние годы чтение утратило свою исключительную роль в российском обществе. Сейчас оно более ориентировано на удовлетворение не столько общекультурных потребностей, сколько информационно-прагматических. Соответственно и библиотека "занимается удовлетворением не духовных, а утилитарных потребностей общества. Идет преобладание в чтении отраслевой литературы". Так называемое "деловое чтение" получило широкое распространение, видоизменился характер чтения.

Общество переживает системный кризис. "Происходит замена господствующего типа культуры. На смену идеалистической культуре приходит культура чувственного типа, для которой характерны ориентация на материальные ценности, мир вещей, быстрые результаты, видимые достижения, гедонистические потребности". Одно из следствий этого процесса - коммерциализация культуры, превалирование ее зрелищных и развлекательных форм. Жизненная стратегия связана не с развитием духовного мира, а с прагматизмом, конкретными технологическими умениями, социальной ловкостью.

Анализируя уровень культуры сегодняшнего общества, связывая "гражданский инфантилизм молодежи именно с невысоким уровнем культуры, разрывом культурных традиций", надо отметить, что "проблема молодежи" есть в действительности проблема взрослых.

Выступая как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт. Библиотеки - хранительницы культурного наследия всего человечества, отдельных народов, стран. Культурная функция библиотеки реализуется путем использования многообразных форм деятельности: от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам.

Сегодня, как никогда важно, обратиться к "ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников-гуманистов-мыслителей дать ориентиры новому поколению". Посредством классической литературы, библиотека обеспечивает программу массовой работы через циклы мероприятий. Это сказывается на ее систематичности, комплексности, дифференциации интересов, использовании как традиционных, так и новых форм работы. В рамках программы циклы мероприятий: вечер-размышление, беседа-диалог, литературная игра. Через демонстрацию и показ, непосредственное обращение к тексту, держим читателя в культурном пространстве, погружая в то время, в ту эпоху. Через семейные гостиные, на которые приглашаются родители и дети, происходит сближение, передача опыта от старших младшим, сохраняется преемственность поколений, завязывается дружба между семейными парами.

Уровень работы с читателями, с книгой, использование при этом прогрессивных форм всегда был и остается показателем эффективной деятельности библиотек. Подавляющее число библиотек стремится определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными формами, при этом умело сочетая эстетические и содержательные аспекты. Внести новое в создание комфортной библиотечной среды помогут литературные гостиные, литературно-музыкальные салоны, вечера-импровизации. Такие формы работы, как час литературного портрета, видеолекторий могут быть организованы в помощь школьной программе для проведения уроков литературы на базе библиотеки.

Традиционный Татьянин день ежегодно проходит в стенах абонемента ЦГБ им. А.С. Пушкина. Различна тематика, большой спектр форм и методов работы с классикой среди различных категорий читателей. Театр книги представляет миниспектакль, премьера "Забытая книга" вновь вернет читателя к лучшим образцам русской литературы. "Пушкинские сезоны" отличают читальный зал библиотеки от других учреждений культуры своей насыщенной программой с циклами молодежных вечеров, выставками-вернисажами самодеятельных художников, встречами с библиофилами, Пушкинскими чтениями, вечерами городского классического романса. Литературные салоны, вечера-диалоги, вечера-размышления создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Обращение читателей к лучшим образцам классической литературы ведет к самовыражению в поэзии, прозе, живописи. Проведение мини-спектаклей, презентаций книг, музыкальных вечеров, показ видеофильмов свидетельствует о стремлении библиотеки совершить переход от библиотеки-хранилища книг к библиотеке-культурному центру.

Циклы мероприятий ориентированы на общение иного характера. Отличительные черты таких форм работы: необычное название, атмосфера праздника, интерьер, постоянство во времени и в пространстве, активность всех участников мероприятия. Происходит вовлечение в процесс взаимодействия, общения, творчества.

Библиотечная политика строится на организации познавательного чтения и через индивидуальные, массовые формы работы с читателями происходит формирование духовной культуры, развитие интеллекта, творческих способностей. Будучи одним из наиболее новаторских направлений, художественная культура одновременно остается и одной из наиболее традиционных сфер культуры в вопросах социально-нравственного содержания произведений, ориентированных на "вечные ценности" человеческого бытия.

Телевидение, потенциально способное донести лучшие образцы художественной культуры до самой широкой аудитории, стало активным распространителем массовой культуры. Для ослабления позиций массовой культуры просветительным учреждениям, в том числе и библиотекам, необходимо выявлять, осваивать и использовать в своей практике новые формы представления культурных услуг населению.

Сосредоточенное в современной муниципальной библиотеке богатство мировой художественной литературы и, прежде всего классики - неисчерпаемый потенциал, ждущий своей реализации. Разнообразие форм диалогового, игрового и рекламно-информационного характера делает сегодня библиотеку центром культурного и свободного общения читателей.

Hosted by uCoz