Козловская Т.Н.

ТВОРЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МЕТОДОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
(Тольяттинский филиал университета РАО)

Новая модель развития образования во многом связана со сменой образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Система непрерывного образования для взрослых представлена традиционными формами заочного обучения, а также новыми формами образовательного процесса: экстернат, дистанционное обучение. В данной ситуации самостоятельная образовательная деятельность студента приобретает особую значимость.

Целью самостоятельной работы становится приобретение умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, которые оказывают влияние на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста. Творчество в процессе освоения методов самообразовательной деятельности заключается в активно-преобразующем отношении к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения. В последующей практической деятельности специалист превращает информацию в производительную силу, т.е. создает новую информацию на основе полученного знания.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу. Анализ публикаций по организации самообразовательной деятельности студентов в высших учебных заведениях показал, что осваивание традиционных методов самостоятельной учебной деятельности происходит в рамках курсов "Введение в специальность", "Основы библиотечно-библиографических знаний", "Основы библиографической эвристики".

Реализованная в форме заочного обучения система организации учебного процесса Тольяттинского Филиала УРАО управляет самостоятельной работой студентов, а также способствует формированию у них уверенности в своих силах и способности к реальной самооценке. В учебный план студентов I курса университета Российской академии образования включена дисциплина "Основы самообразовательной деятельности студента". Цель ее - оказание помощи обучающимся в рациональном распределении своих усилий, формирование информационной культуры студентов, необходимой для ориентации, как в традиционной среде библиотеки, так и в новой информационно-технологической среде.

Задачи курса: ознакомить студента с номенклатурой информационных изданий, услуг, баз данных, предлагаемых библиотеками и органами НТИ; обучить умению формулировать, уточнять, предметизировать информационные запросы; привить навыки самостоятельного изучения информационных источников, научить применять их в практической работе; обучить методике оформления ссылок и сносок в научных работах при использовании документов различных типов и видов на разных носителях.

Полученные знания, умения и навыки, примененные на практике, позволят без ущерба для качества обучения студентов сократить их учебное время на теоретико-познавательную и научно-исследовательскую подготовку и заменить ее творческими видами обучения.

В процессе занятий студенты: отрабатывают алгоритмы поиска по справочно-библиографическому аппарату библиотеки; закрепляют правила библиографического описания документа; работают с периодическими изданиями; определяют вид книжного издания, его характеристику. Работают со справочным аппаратом книги; изучают правила подготовка и оформление научных работ; знакомятся с автоматизированной системой MARC, принципами работы с электронным каталогом, полнотекстовой базой данных Гарант.

Курс "Основы самообразовательной деятельности студента" построен в форме лекций и практических занятий. Количество практических занятий зависит от количества отведенных на них часов в рамках определенных специальностей.

Самостоятельная научно-информационная деятельность органично "встраивается" в учебный процесс на любом этапе и при любой форме его организации. Активная переработка информации возможна в рамках любой дисциплины. Поскольку основным источником получения научного знания является научный документ, то создание небольшого по объему, завершенного, информационно насыщенного вторичного документа позволяет студенту пройти путь решения творческой задачи - от момента зарождения творческого замысла до его воплощения в материальном продукте.

Рассмотрим зарождение элементов творчества в самостоятельной деятельности на примере организации занятий для студентов, обучающихся по специальности "Коммерция (Торговля)".

Тема "Работа с текстом" рассматривается одной из первых. Практическая работа состоит из установки преподавателя и собственно творческой работы студента. Во время установки студентам разъясняются понятия аналитико-синтетической переработки текста, аннотирования и реферирования документа. Обучаемым предлагается проаннотировать статью: Кирсанова Р. Костюм для делового человека [Текст] / Р. Кирсанова // Родина.- 2003.- № 9.- С. 101-102. Публикация имеет познавательный характер, знакомит с историей возникновения и развития делового костюма. Текст не сложен для восприятия и рассчитан на студентов I курса. По окончании работы аннотации зачитываются в аудитории, из них выбираются наиболее удачные.

Для того чтобы студент осознал себя не только потребителем, но и распространителем нового знания, ощутил собственную значимость своей индивидуальной познавательной деятельности, целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы. В рамках небольшой группы студенты работают над решением одной задачи. Каждый, проделывая самостоятельно определенную часть работы, затем "вносит" это "в общий котел".

Одним из продуктивных способов проведения группового занятия может служить организационно-деятельностная игра, в которой проявляются цели, ценности, смыслы самостоятельной работы и формируется инновационный опыт отношений между студентами и преподавателями.

Например, в рамках темы "Периодические издания" студентами выполняется практическая работа, проходящая в форме деловой игры "Редакционно-издательская группа".

В рамках данной игры решаются следующие основные задачи: знакомство с фондом периодических изданий; развитие речи студентов; выявление способности к коммуникации внутри группы.

Студентам предлагается самостоятельно разделиться на 5-6 групп по 3-5 человек. Каждой из групп дается задание представить по 3-4 периодических издания по своей специальности, выписываемых библиотекой учебного заведения по следующей схеме: название, характер издания, периодичность, основные рубрики, круг авторов, резюме.

В каждой группе выбирается шеф-редактор, который в процессе подготовки распределяет задания между членами команды, координирует работу. После истечения срока выполнения задания, каждая "редакционно-издательская группа" представляет другим командам свои издания. По окончании презентации изданий группе задаются уточняющие вопросы. После выступления всех команд проводится обсуждение с целью выявления положительных и отрицательных моментов игры.

Игра может проводиться в течение двух академических часов: 10 мин. проводится установка; 45 мин. подготовка команд; 30 мин. выступление команд; 5 мин. обсуждение.

Условия проведения данной игры и распределение временных рамок во многом зависят от уровня подготовленности студенческой группы в целом. Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. К традиционной контролирующей функции добавляется консультационная помощь каждому обучающемуся.

При организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого обучающегося, необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете "привести" к самоуправлению познавательной деятельности.

Важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового знания, к грамотному осуществлению информационных процессов - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

Hosted by uCoz