Клишина О.С.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Информационная потребность является одной из важнейших в системе современной информационной культуры. Этнокультурные потребности также весьма значимы, но менее заметны и ощутимы на первый взгляд. Являясь одной из важных составляющих современной духовной культуры личности, этнокультурные потребности, определяют тип потребления информации и создают необходимые акценты в ее восприятии.

Как известно, неосознанный этноцентризм (восприятие информации через призму своей этнической культуры) присуще любому человеку. Именно поэтому так важно не только то, что сообщено человеку, но и как это сообщено.

Задачей воспитания информационной культуры личности является ее гармонизация и упорядоченный доступ информации, которую можно освоить средствами самой этой личности. Следовательно, информационная потребность - это одна из духовных потребностей, обеспечивающих личности комфортное существование в среде как профессиональной, так и социальной. Задача этнической культуры - инкультурация индивида, обеспечение его безболезненного вхождения в данное социальное окружение и принятие им основных норм и ценностей данной этнической группы. Следовательно, этнокультурные потребности это потребности в связи с данной этнической группой, право получения информации, таким образом, которым она будет наиболее адекватно воспринята. В наибольшей степени понимание этнокультурных потребностей как насущных духовных потребностей в деловом мире отражено в руководствах по этикету в различных культурах, однако, и там они рассмотрены как социально-психологические особенности. Тем не менее, этнокультурные потребности составляют важную часть информационной культуры, так как формы информации в современном мире вариативны.

По общепринятым классификациям человеческие потребности разделяются на материальные и духовные. Различие материальных и духовных потребностей определяется по нескольким критериям: зависимость от сознания, связь с необходимостью их удовлетворения, типом связи между субъектом и объектом, границы удовлетворения, время удовлетворения. Материальные потребности возникают независимо от сознания. Духовные потребности возникают при участии субъективных факторов, им присущ относительный характер необходимости, связь между субъектом и объектом осуществляется преимущественно бескорыстно, процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен, а удовлетворение их связано со сферой свободного времени.

Этнокультурные потребности, безусловно, относятся к духовной сфере, тем не менее они определяют характер в целом как духовных так и материальных потребностей личности. Как известно, личность и потребность зачастую настолько связаны друг с другом, что все изменения в сфере потребностей являются одновременно и изменениями личности в целом, так как отражаются на направленности ее активности и определяют программу ее жизнедеятельности. Именно поэтому не только жизнедеятельность и жизнеспособность личности зависят от степени удовлетворения ее потребностей, но само появление тех или иных потребностей связано с воспитание личности в данной этнической культуре.

Желание конкретной личности восполнить недостающие сведения относительно существующего потенциала знаний определяется объективно сложившимися условиями, возникшими в процессе взаимодействия личности с окружающей ее реальностью можно считать информационной потребностью. Какие сведения являются недостающими, но значимыми определяется через призму этноцентризма.

Характеризуя степень необходимости тех или иных потребностей, можно выделить ключевые состояния информационной потребности: нужда в "общечеловеческих" знаниях, нужда в "общечеловеческой" информации, нужда в объективно необходимых знаниях, нужда в потенциально необходимых знаниях, общественная потребность в знаниях, нужда в новых специальных знаниях, нужда человека в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, нужда в метазнаниях. Из этих состояний наиболее подверженными избирательному взгляду конкретной личности через призму этноцентризма являются нужда в потенциально необходимых знаниях, информационный интерес и метафинформационная потребность. Именно через этнокультурные ориентации личности определяются престижные виды деятельности, хобби, направленность социальных связей духовный мир личности в целом.

В теории формирования информационной потребности существуют важные компоненты: субъект, цель, предмет, средства, методы удовлетворения информационной потребности.

Центром, обеспечивающим взаимосвязь данных компонентов, следует считать субъект (личность), который ставит цель, определяет предмет и цели, выбирает средства и методы своей деятельности, необходимые для воздействия на предмет и достижения цели. Этноцентризм зачастую определяет “идеальную”модель деятельности для получения нужного результута в данной этнической культуре. Кроме того, этоцентризм является определяющим для возникновения интуитивного “знания о незнании” и необходимых действиях для восполнения этого незнания. Интуиция индивида, тесным образом связанная с этнической культурой и дает ему определенное представления о том, какая же информация необходима для дальнейшего успешного осуществления деятельности. Это возникающее представление о необходимой информации и приводит к тому, что состояние потребности получает нужную направленность, превращается в информационную потребность.

Существует также обратная связь: информационный потенциал и опыт конкретных личностей складывается в процессе потребления информации, что неразрывно связано со сложившейся в обществе системой производства социальной информации и средств ее доведения до потребителя, так как производство создает предмет, способ потребления и самого потребителя. Таким образом, создается современная “национальная” культура, сплачивающая в единое целое граждан одного государства, а этнополитическое сообщество - в этнокультурное.

Информационная потребность, не связанная прямо с целями поддержания культурной идентичности, обеспечивает вхождение человека в социум, политическое сообщество. В частности, выполнение конкретных социально-ролевых, профессиональных функций отдельной личностью оказывает непосредственное влияние на цели поиска информации как в широком, так и в конкретном смысле, узком (бытовые и досуговые информационные потребности).

Hosted by uCoz