Кармовский В.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ТЮРЕМНЫХ БИБЛИОТЕК КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В период экономических и политических катаклизмов в современной России стали чрезвычайно актуальными проблемы управления социальной работой. Управление социальными явлениями требует знаний отношений между различными индивидами и социальными группами в их социальной деятельности. Без этой деятельности невозможно обеспечить решение социальных проблем общества.
Важность изучения генезиса и структуры сложных социальных взаимосвязей предопределили формирование социального менеджмента. Миссия социального менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию людей в обществе; увеличить степень самостоятельности людей, усилить их способность контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы. Немаловажное назначение менеджмента - создать условия, при которых человек, несмотря на жизненный кризис или душевный срыв, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
В связи с этим в качестве одного из объектов социального менеджмента выступают заключенные. Сейчас обшепризнано, что социальной работе принадлежит важная роль в исправлении осужденных и возвращении их в общество. Специалисты выделяют факторы, определяющие актуальность этого направления социального менеджмента. Прежде всего, к ним относится нарастающая криминализация общества, усложнение и расширение структуры преступной деятельности, увеличение числа заключенных в стране как следствие вовлечения в криминальные отношения различных социальных и половозрастных групп населения.
К основным социальным условиям, способствующим живучести криминального профессионализма и его организованных форм, относятся: противоречия в распределительных отношениях, недооценка общественной опасности профессиональной преступности, ее последствий, ослабление отдельных нравственных институтов.
Столь сложные социальные проблемы требуют для своего разрешения соединения и координации усилий специалистов и исследователей самых различных отраслей: права, педагогики, философии, психологии. Так, пенитенциарная педагогика изучает деятельность по исправлению заключенных, рассматривая исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе.
В силу социальной и педагогической направленности библиотечной деятельности объективно необходимым становится организация системы тюремных библиотек. Тюремные библиотеки способны включиться в процессы реинтеграции заключенных в общество. Кроме того, тюремные библиотеки выполняют важную задачу ресоциализации, организуя обучение, повышение квалификации заключенных, которым после выхода на свободу по возможности нужно дать основу, для того чтобы они могли вернуться к нормальной гражданской жизни.
Проблема чтения, по свидетельству Л. Салливана, занимает важное место в истории реформирования тюремной системы. Чтение и связанное с ним развитие тюремных библиотек можно рассматривать в трех аспектах:
Следует признать, что проблематика формирования и функционирования тюремных библиотек не стала ни предметом изучения, ни направлением библиотечной политики. В немногочисленных работах отечественных и зарубежных авторов (А.Е. Шапошникова, С.Н. Ивашкина, А.В. Кудрина, В.Н. Андреева, Л. Салливана) предпринята попытка обратить внимание на существование данной проблемы. Инициатива в этой области проявляется исключительно конфессиональными представительствами, отечественными и зарубежными общественными и правозащитными организациями, попечительскими советами. Деятельность тюремных библиотек большей частью зависит от неофициальной заинтересованности тюремной администрации, или близлежащих муниципальных библиотек, или какого-либо сотрудника, которому разрешили посвятить часть своего рабочего времени тюремной библиотеке. Отсутствует нормативная база, в большинстве мест заключения тюремные библиотеки представляют собой случайные собрания книг, предлагая устаревшие издания.
Анализ реальной ситуации, складывающейся в сфере организации тюремных библиотек, отчетливо демонстрирует важность создания теоретических основ, технологий и способов управления, отражающих социальную направленность деятельности в этой области.