Кайбжанова Б.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Постоянное совершенствование профессиональной подготовки специалистов требует от студентов формирования и развития целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. От умения добычи знаний качественно нового содержания по освоению инноваций зависит повышение эффективности учебного процесса. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - это способность учиться, самостоятельно добывать знания и творчески мыслить. От этого будет зависеть его профессиональное становление. Научиться учиться, самостоятельно работать и творчески мыслить - важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Формирование общей культуры студентов относится к одной из приоритетных задач высшего образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет благополучие в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение. Следует отметить, что эта проблема в последнее время живо обсуждается на страницах печати с различных точек зрения. Информационная культура студента представляет собой в широком плане инструмент освоения нового по выбранной специальности. Она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры и является одной из составляющих профессионального мастерства. Исследования по информационной культуре представляют собой обширный материал, затрагивающий различные сферы человеческой деятельности с различных позиций. Под информационной культурой в ее инновационном аспекте понимается профессионально-значимое личностное качество студента, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности. Развитие науки, общественных отношений, колоссальный объем новой информации и новых информационных технологий во всех сферах человеческого бытия вносят свои коррективы и в проблемы профессиональной подготовки специалистов. Вхождение в мировое сообщество государств дает возможность выхода в открытое информационное общество. Все это требует иначе, под другим углом зрения посмотреть на проблему совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В условиях открытого информационного общества и единого образовательного пространства формирование информационной культуры будущего специалиста, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства, становится актуальным.

Ныне существует большое количество определений понятия "информационная культура". Этот термин впервые ввел в научный оборот Г.Г. Воробьев. Для него характерно широкое понимание информационной культуры как умения использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными. В.Ю. Милитарев рассматривал информационную культуру в контексте общей культуры, интерпретируя ее как совокупность знаний и умений переработки и использования информации при взаимодействии с информационными системами.

В работе В.Ю. Милитарева и И.М. Яглома встречается определение информационной культуры как совокупности знаний об основных методах представления информации и умений применять их на практике для постановки и решения содержательных задач.

По мнению И.Г. Хангельдина информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Иное определение дает Е.А. Медведева: "Информационная культура - это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию".

По иному к этому подходит Э.Л. Семенюк: "Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех всевозможных видах работ с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании".

Здесь же можно привести и определение данное Б.А. Семеновкером: "Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации".

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Такой подход мотивируется тем, что с развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если раньше причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, то сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает, что в ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Существует мнение, что понятие информационная культура - это свод правил поведения человека в информационном компьютеризированном обществе, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Но если рассматривать информационную культуру студента как готовность и способность к самообразованию, то можно выделить следующие моменты: культура поиска новой информации; культура ее восприятия; умение работать с большим объемом сведений; умение сохранять полученную и переработанную информацию, а при необходимости предавать ее для коллективного использования; умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности.

Культура поиска новой информации это важный и сложный процесс. Процесс этот начинается тогда, когда личность сталкивается с информационным дефицитом и вынужден признать, что без освоения новых знаний и навыков нельзя сделать следующий шаг. В такой ситуации информационная культура проявляется в стремлении к самосовершенствованию, в умении сформулировать собственные потребности как "знание о своем незнании", и в готовности к тому, что нужной информации в виде, пригодном для непосредственного использования может вообще не существовать.

В современных условиях чрезвычайно важна роль библиотеки как информационного центра, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации. Важнейшим условием формирования информационной культуры будущего специалиста является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства. Реализация этих условий обеспечиваются новыми информационными технологиями, что в первую очередь предполагает высокий уровень грамотности общества. Мировой опыт доказывает, что существенный вклад в решение этих задач могут внести библиотеки, развивающие свои информационные функции на основе современных технологий. Можно выделить четыре аспекта: усиление значения библиотеки как собирателя и хранителя фонда зафиксированной на носителе информации; повышение роли библиотеки как источника библиографических данных о публикациях; расширение форм библиотечного обслуживания; становление библиотеки как своего рода учебного центра по привитию читателям информационной грамотности.

Современные требования к процессу подготовки специалистов требуют новых инновационных подходов к подготовке кадров по всем специальностям. Современный специалист должен владеть всеми новыми информационными технологиями, позволяющими ему находить и использовать нужную информацию. С учетом этого целесообразно было бы ввести в учебные планы специальный курс "Информационная культура специалиста". В процессе преподавания дисциплины можно заложить основы информационного мировоззрения, решать задачи вооружения будущего специалиста методологией и методикой работы с информацией, преподавать основные понятия информационного общества, что помогло бы ему органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом. Цель курса - формирование и развитие информационной культуры студента, как важнейшего компонента уровня образованности, стремление к библиографическому общению, понимание важности общения с целью обмена информацией. В результате у студента развиваются: отношение к информации; личная потребность в усвоении основ информационной культуры; умение самостоятельно осуществлять поиск информации и устранять информационный дефицит; способность взаимодействовать с информационной средой; способность создавать и использовать персональные поисковые системы; умение воспринимать и оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника.

Библиотека в меняющейся информационной реальности должна сохранить свое место посредника в коммуникационном мире. Происходит рост потребностей в информационных консультантах, специалистах по работе со специфическими читательскими категориями и со специфичными фондами. В такой ситуации значительно возрастает значение информационной функции библиотеки и сферы библиографической деятельности.

Обсуждение проблем информационной культуры личности имеет для всех библиотек, в том числе и вузовских, очень большое значение. Главным фактором, определяющим роль вузовской библиотеки в деле повышения информационной культуры личности, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей; использование в работе новых информационных технологий.

Говоря о роли библиотеки и библиографии в формировании информационной культуры личности, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития библиотеки должна быть направлена, прежде всего, на постоянное совершенствование деятельности путем учета передового библиотечного опыта мира. Появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек дает библиотекарю широкие возможности играть центральную роль в информатизации общества.

Заходите на сайт транспортной компании Якутии.
Hosted by uCoz