Збаровская Н.В.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На современном этапе одним из основных требований к специалисту является наличие развитых познавательных навыков, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим важное значение приобретает формирование и развитие информационной культуры личности.

Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, т.е. понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею. Существует по меньшей мере еще четыре определения информационной культуры личности, однако все они сходятся в одном - ИКЛ тесно связана с культурой интеллектуального труда (Гендина Н.И.).

Формирование информационной культуры пользователей и библиотекарей посредством информационно-образовательной среды библиотеки предполагает, что индивид не просто осваивает информационные средства и технологии (обучается пользоваться ими для решения текущих задач), но и овладевает ими (использует их для получения личностно и социально перспективных решений).

В структуре информационной культуры личности можно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический.

Когнитивный компонент информационной культуры личности включает в себя качественные и количественные характеристики информированности на уровне "значений" и "личностных смыслов", т.е. предполагает освоение пользователями информации на уровне основных положений, на уровне осмысления и творческой переработки. Таким образом, благодаря когнитивному компоненту информационной культуры личность получает возможность восприятия основных идей, заключенных в том или ином источнике информации, их дальнейшего использования; анализа полученной информации, сравнения ее с ранее полученной; собственных выводов.

Аксиологическая составляющая информационной культуры личности характеризуется умениями оценивать и контролировать собственную читательскую деятельность, формулировать и аргументировать оценку различной информации; а также убеждениями, организующими и направляющими познавательную и практическую деятельность личности. Данный компонент информационной культуры определяет оценочное отношение, интерес, побуждения к овладению информацией и поисковыми умениями, стремлением использовать возможности различных источников информации в различных видах деятельности.

Эмоциональный компонент отражает пристрастное восприятие информации, ее носителя и пользователя.

Действенно-практический компонент проявляется в поиске и актуализации информации в деятельности и переносе ее в новые ситуации, определяет систему конкретно-практических умений и навыков использования источников информации.

Система формирования информационной культуры личности посредством информационно-образовательной среды библиотеки представляет собой непрерывный процесс, сочетающий в себе: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический компоненты; совокупность взаимодействующих принципов; социально-педагогических условий, способствующих ее формированию; формы и методы взаимодействия субъектов и объектов процесса библиотечного обслуживания; гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.

В настоящее время библиотекарями большее внимание уделяется формированию и развитию эмоционального и действенно-практического компонента.

Проблема гармоничного развития всех компонентов информационной культуры личности может быть решена на основе диагностирования уровня развития ИКЛ.

Для наиболее эффективной диагностики уровня развития ИКЛ предлагаем следующие параметры:

Уровни реализации данных параметров:

  1. Не реализуется или реализуется в полной мере
  2. Реализуется осознанно, но с низкой эффективностью
  3. Реализуется осознанно, достаточно умело, эффективно
  4. Реализуется в высшей степени эффективно, постоянно совершенствуется.

Как показывает мини-исследование, проведенное нами среди студентов СпбГУКИ, молодые люди склонны придавать большее значение чисто практическим умениям и навыкам в области информационной культуры личности, т.е. на самом деле студенты обладают высокой информационной грамотностью или информационной компетентностью, однако говорить о высокой информационной культуре в данном случае неправомерно. Необходимо обратить внимание на развитие таких качеств личности как критическое и ассоциативное мышление, интуицию, так как эти качества влияют на отбор информации и развитие кругозора будущих специалистов.

В связи с этим возникает необходимость использования таких методов формирования информационной культуры личности, которые позволят войти в открытое информационно-образовательное пространство, приблизить обучение к конкретным информационным проблемам пользователей, их непосредственной практической (учебной) деятельности, а также создадут условия для саморазвития и самосовершенствования личности.

Hosted by uCoz