Алтухова Г.А.

БИБЛИОТЕЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В ОБСЛУЖИВАНИИ МОЛОДЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

В настоящее время библиотечная педагогика выступает как научная и учебная дисциплина, развивающаяся и обогащающаяся новыми направлениями, среди которых особое значение приобретает профессиональная этика библиотечного специалиста, обслуживающего молодого читателя. Библиотекарь-педагог своей деятельностью воспитывает, просвещает, способствует образованию будущих активных граждан нашей страны.

Особая роль в этом уделяется школьному библиотекарю, который по роду своей деятельности включен в многообразную систему взаимоотношений с учащимися, педагогами, организациями и учреждениями. Эта система задана спецификой библиотечного обслуживания школы, целями и задачами работы школьной библиотеки; ее образует совокупность функционирующих, изменяющихся, многообразных по своему содержанию отношений в школьной библиотечной среде и строится на принципах педагогической этики.

Общение в школьной библиотеке характеризуется своей нравственной спецификой, особой формой взаимодействия библиотекаря с различными категориями читателей: учителями, сотрудниками школы, и, конечно, учащимися.

В обслуживании этих категорий читателей особое значение приобретает дифференцированное обслуживание. От библиотекаря требуется знание специфики литературы по различным отраслям знаний, чтобы удовлетворить запросы педагогов. Большая ответственность лежит на нем и в плене комплектования фондов библиотеки, чтобы учесть эти запросы. Библиотекарь тесно связывает свою деятельность и с программами обучения, проводит библиотечные уроки в классах.

Многое зависит от умения библиотекаря общаться с читателем, искусства создать неформальный, доверительный характер взаимоотношений, чему во многом способствуют профессиональные и коммуникативные качества библиотекаря, культура общения, профессионализм, эрудиция, доброжелательность, знание психологии читателя, его интересов и запросов. Общение в библиотеке на нравственно-педагогических основах предполагает, что библиотекарь поможет читателю в выборе книги, увлекательно расскажет о ней, проявит уважение к мнению читателя, доброжелательно и внимательно выслушает его, охотно пойдет навстречу желанию читателя поделиться впечатлениями о прочитанном.

Методы библиотечно-педагогической этики в общении основаны не только на ситуативном, эпизодичном взаимодействии библиотекаря и читателя (беседы, консультации, получение библиографической справки, обсуждение книг, проведение дискуссий, тематических вечеров и др.), но и нацелены на перспективу, целенаправленны и педагогически осмыслены.

Школьный библиотекарь, по сути дела, - активный участник учебного процесса, способствующий воспитанию и образованию будущих активных граждан государства, социализации их личности.

Сегодня можно говорить о сложившейся системе - "школа-библиотека", о плодотворном и действенном их взаимодействии.

Работа специальных детских и юношеских библиотек также ориентирована на школьные программы и учебные планы. Библиотеки, активно включаясь в учебный процесс, приглашают классы школьников на тематические занятия, предоставляют молодым читателям возможность ознакомиться с фондом, книжными выставками, прослушать лекции работников библиотеки, специально подготовленные к посещению школьников, принять участие в массовых мероприятиях. Многие библиотеки планируют в своей работе проведение библиотечных уроков, тематических вечеров, диспутов, читательских конференций, бесед о культуре чтения и т.д.

Эти формы работы постоянно обогащаются и расширяются. Молодые читатели приходят в библиотеку на дискотеки, музыкальные вечера, посещают литературные гостиные. Большую работу по организации не только досуга, но и образования, воспитанию молодых читателей проводят открывающиеся во многих библиотеках медиатеки, компьютерные классы и т.д.

В значительной степени успешная работа системы "библиотека-школа" осуществляется благодаря использованию научных и практических разработок кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми ведущих вузов культуры страны. На кафедрах Московского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Кемеровского государственного университета культуры, Куйбышевской академии культуры и других вузов работают высококвалифицированные специалисты, обладающие высоким научным потенциалом, хорошо знающие практику работы библиотек. Коллективные труды кафедр, учебники и учебные пособия, практические рекомендации специалистов ведущих библиотек страны, написанные известными библиотековедами-библиографами: А.П. Бабушкиной, И.В.Бахмутской, Н.Н. Житомировой, Ивановой Г.А., Н.Н. Медведевой, И.А. Мейжис, Т.Д. Полозовой, М.И. Смородинской, И.И. Тихомировой, А.П. Томашовой, З.А. Янковой и др., внесли существенный вклад в развитие библиотечной педагогики, обогатили науку новыми прогрессивными направлениями в библиотечной работе с детьми.

В современных условиях работы библиотек с молодыми читателями активизируется самообразовательное чтение, которое сложилось еще в 20-е годы. В современных условиях оно основывается на требованиях и программах общеобразовательного развития и нацелено на поддержку индивидуального творчества, нравственного самовоспитания.

Содействие раскрытию потенциала самообразовательного чтения инициируется внедрением в учебный процесс электронных средств массовой информации, компьтеризацией как учебных, так и библиотечных процессов обслуживания, научно-техническими преобразованиями общества, изменением его социальной и экономической инфраструктуры, необходимостью всемерно поддерживать стремление человека не отстать от требований времени.

Что превратило обезьяну в человека - ученые рассказали в статье на volonterydzhandy.com.
Hosted by uCoz