Каратыгина Т.Ф.

ПРОЧНО ЗАНЯВШАЯ СВОЁ МЕСТО В ПЕРВОЙ ДЕСЯТКЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ БИБЛИОГРАФОВЕДОВ РОССИИ
(К 75-летию известного отечественного библиографоведа Э.К. Беспаловой)

Главной чертой жизни и деятельности профессора кафедры социальных коммуникаций и библиографоведения МГУКИ, доктора педагогических наук, академика Международной Академии информатизации (МАИ) при ООН, хорошо известного в профессиональных кругах педагога и теоретика, автора около 200 печатных работ Эмили Константиновны Беспаловой является умение выявить своеобразие происходящего момента как в практической, так и в теоретической сферах, нащупать главные направления их совершенствования. От критического анализа деятельности кабинета библиографии МГИК (МГУКИ) - именно в качестве его лаборанта началась деятельность юбиляра 45 лет назад в родном вузе - она постепенно поднимается до рассмотрения таких глобальных тем, отраженных в заголовках её одноименных публикаций, как: "Основные направления классификации библиографических пособий и формирования понятия "вид библиографии" /Дискус. ст.// Сов. библиогр., 1973,№4.-С.36-51; "Проблемы общей теории библиографии" О.П. Коршунова и концепция рекомендательной библиографии" / Дискус. ст. // Там же, 1976, №2.-С. 67-82; "Является ли библиографическое пособие моделью документального потока?" / Дискус. ст. // Там же, 1979,№6.-С.34-39; "Специальное библиотековедение в структуре библиотечной теории / Дискус. ст. // Науч. и техн. б-ки СССР, 1980, №7.-С.15-23; "Как читать курс библиографоведения?" // Сов. библиогр., 1992, №1.-С.22-24; "Уровневая структура методологического знания в библиографоведении" // Теоретико-методологические проблемы истории библиографии: Межвуз .сб. науч. тр.-М.: МГУК, 1994.-С.7-26; "Методология книжного и библиографического дела: проблемы единства и многообразия" // Десятая научная конференция по проблемам книговедения "Книга и библиотечное дело на рубеже тысячелетий": Тез. докл.-М.:Наука,2000.-С.9-12 и др.

Из самых последних работ, обративших на себя внимание многих авторитетных специалистов не только России, но и государств СНГ и дальнего зарубежья, должна быть названа статья "Библиографоведение: научная и педагогическая практика" // Библиогр., 2003, №4.-С.16-34), где с позиций здравого преподавательского скептицизма дан скурпулезный анализ теоретических воззрений корифея отечественного библиографоведения,учителя Э.К. Беспаловой, с 1977 г. стоявшего во главе кафедры библиографии МГУКИ О.П. Коршунова.

Глубина и последовательность Эмили Константиновны в постижении истинного смысла научной и педагогической деятельности счастливо сочетается у неё с широким обзором, охватом, глобальным видением сферы её труда как в теоретической, так и практической плоскости. Это особенно явственно проявилось в защищенной в 1993 г. её докторской диссертации "Формирование библиографической мысли в России (до 60-х гг. ХIХ в." и двух томах "Избранного", увидевших свет годом позже (Избранное: Статьи за 20 лет. Т.1-2.-М.: МГУК, 1994.Т.1. Методология и теория библиографии.-276 с.; Т.2 История библиографии.-322 с.

Основные направления исследований Э.К. Беспаловой нашли продолжение и развитие в диссертациях её аспирантов и докторантов. Историю и современные проблемы библиографической подготовки библиотечных кадров отразили Л.П. Машенцева (1986 г.) и З.Д. Дамбинова (1987 г.), удостоенные степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03. Истории библиографии и библиографоведения, теоретико-методологическим проблемам библиографии в трудах русских библиографов посвятили свои кандидатские работы Н.И. Васькова (о Б.С. Боднарском, 1989 г.), И.Г. Хомякова (о Н.А. Рубакине, 1993 г.), Е.Ю. Ажеева (о Н.В. Здобнове, 1994 г.). Двое последних молодых ученых продолжают трудиться над избранными темами и ныне, но уже в качестве докторантов. Интересно, что и Ажеева, и Хомякова ранее были удостоены за подготовленные ими монографии первых мест на конкурсе молодых ученых России. Всего же к настоящему времени Э.К. Беспаловой "выведено" на защиту 8 аспирантов.

Теоретические положения Э.К. Беспаловой, наработки её научно-педагогической практики признаны и коллегами из Китая, где она находясь в 1992 и 1995 гг., осуществляла чтение лекций по проблемам теории, истории и методологии библиографии для аспирантов и докторантов Уханьского университета (Институт библиотековедения и информатики) и контактировала с сотрудниками Национальной библиотеки Китая и Педагогического университета, расположенными в Пекине. Здесь же она выступала на всекитайском совещании заведующих специальными кафедрами информационных и библиотечных наук.

В последнее десятилетие Э.К. Беспалова подошла к теоретическому осмыслению и практической реализации биографического жанра в библиографии. В 2003 г. в издательстве МГУКИ вышла её отдельная книга по данному вопросу, к написанию которой ей удалось придти через прорисовку портретов родных ей людей - её матери (М.Ф. Виноградовой), много десятилетий посвятившей работе в Центральной городской библиотеке г. Кинешмы и мужа (М.Н. Беспалова, ск.1976 г.) - известного библиографоведа и руководителя кафедры библиографии МГИК в 1970-1976 гг.

Отдельного упоминания в заключение заслуживает и подвижническая деятельность Эмили Константиновны, связанная с редактированием и подготовкой к изданию научного наследия своих ушедших из жизни коллег. Только в течение 2001-2002 гг. благодаря её кропотливому вниманию вышли следующие книги: Абрамов К.И. История Московского государственного университета культуры и искусств (1930-1941.-М.: МГУКИ, 2001. Второй завод-2002.(Подготовка к печати, общая редакция, предисловие, заключение, список использованной литературы, указатель имен) и Бобылева Н.В. Библиотековедение: социокультурный подход: Монография.-М.: МГУКИ, 2002.- 313 с. (Подготовка к печати, организация и научная редакция текста, список литературы).

Впереди у юбиляра много творческих планов: написание учебника по истории российской библиографии, научное руководство вновь принятыми на кафедру аспирантами, участие в составлении и редактировании коллективной монографии МГУКИ, отражающей итоги развития отечественного библиографоведения в ХХ в.

Hosted by uCoz