Давыдова И.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКАРЕЙ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Роль библиотеки как производственной системы, которая в условиях информационного рынка решает задачи индустриальной обработки информационных потоков возрастает, выдвигая на первый план проблемы повышения эффективности библиотечно-информационного производства. Информационная культура библиотечных специалистов рассматривается как необходимое условие этого процесса.

Появление и развитие индустриальных методов организации библиотечного производства обусловлены процессом информатизации библиотек, который проявляется в тенденциях компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов, создании автоматизированных библиотечно-информационных систем, корпоративных библиотечных объединений. Система библиотечного производства постоянно усовершенствуется на базе новых технологий, сферой ее наибольшей активности становится производство БД, информационно-аналитических продуктов и услуг, создание Web-продуктов и порталов.

Процесс информатизации библиотек приводит не только к изменению способов производства, характера труда, организационно-функциональных связей в структуре библиотеки и расширению арсенала административно-управленческих методов, но и значительно повышает требования к профессионально-квалификационному уровню библиотечных кадров, их умению адаптироваться к ускоренному развитию современных социально-информационных технологий и формированию инновационного мышления.

Темпы внедрения инноваций - технологических, управленческих, кадровых обуславливают динамику развития библиотечного производства и позволяют библиотеке реализовать свой инновационный потенциал. Режим развития или инновационный режим, в котором функционирует библиотечное производство, повышает уровень требований к профессиональной компетенции и инновационной активности библиотекарей, умениям и навыкам осуществления технологических процессов, к формам и методам оперирования социальной информацией и пониманию общих законов информационного развития социума, т. е. к уровню информационной культуры библиотечных специалистов.

В современных условиях информационная культура выражается в умении анализировать закономерности и тенденции развития и становления информационного общества, в видении перспектив и условий адаптации конкретных личностей и социальных институтов (в частности библиотек) к работе в новых информационных условиях, профессиональной мобильности. Вместе с тем библиотечные работники на этапе индустриализации и быстрых изменений в библиотечном производстве оказались психологически не готовы к высоким темпам генерирования и внедрения технологичных, продуктовых и рыночных инноваций. Все более заметными становятся противоречия между требованиями социального заказа общества к работникам библиотечно-информационной сферы и реальной их готовностью к осуществлению профессиональной деятельности.

Одним из условий социализации личности и выполнения ею профессиональных функций в информационном обществе является информационный тезаурус библиотечного специалиста. Тезаурус, который формируется в процессе развития информационной культуры, рассматривается как активно действующая система информационных понятий, которая обеспечивает общую и специальную ориентацию личности в информационном окружении.

Формирование тезаурусной модели знаний можно рассматривать как важный механизм профессионального становления библиотечного специалиста. В этом контексте нельзя не отметить те деструктивные тенденции, которые имеют место в высшем библиотечно-информационном образовании. Под влиянием стремительного развития новых знаний и формирования новых понятий, электронных средств коммуникации резко ухудшаются их системные качества, которые составляют профессиональный и общий тезаурус студента: они теряют необходимую целостность и широту мировоззрения.

В рамках тезаурусной модели знаний эту тенденцию специалисты (Н. Н. Чурсин) представляют как постепенную утрату связей между элементами, которые составляют общий и профессиональный тезаурус. Такая ситуация нарушает принципы комплексности, системности подготовки библиотечных специалистов к работе в условиях динамичной информационной среды.

Преодоление названных выше противоречий можно рассматривать как фактор повышения информационной культуры профессионалов в системе высшего библиотечно-информационного образования, которое мы рассматриваем как действенный механизм трансформации науки и знаний в непосредственную производственную силу информационного общества.

Таким образом, информационная культура библиотекарей рассматривается как основной механизм профессионализации библиотечных кадров в условиях активной динамики библиотечного производства.

Hosted by uCoz